Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Характеристика сна студентов-спортсменов МГСУ
Н.Н. Бумарскова
Московский государственный строительный университет
ХАРАКТЕРИСТИКА СНА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ МГСУ
   Сон важен для восстановления энергетических затрат мозга, хороших спортивных результатов, для нормального функционирования памяти. Во время сна вырабатываются определенные биологически активные вещества, усиливается деление клеток и происходит множество других процессов.
   Современная наука убедительно показала, что сон - активный, сложный, многофункциональный процесс. Около 25% периода сна мозг активен как при бодрствовании. При проявлении высокой электрической активности ему требуется интенсивный приток крови.
   В студенческом спорте недостаточно изучена проблема сна, его нарушений и влияния на результат в соревновательной деятельности, прежде всего, из-за отсутствия необходимой, дорогостоящей аппаратуры.
   Ранее храп воспринимался чуть ли не как признак здоровья, а в настоящее время расценивается как предвестник и основной симптом синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС). Каждая остановка дыхания - это стресс для организма, сопровождающийся кратковременным повышением артериального давления и частотой сердечных сокращений (ЧСС).
   Нами была разработана сомнологическая анкета, состоящая из 54 вопросов для определения различных характеристик и параметров сна студентов. В анкетировании приняли участие 256 студентов сборных команд МГСУ (самбо, тяжелая атлетика, баскетбол, легкая атлетика и лыжная подготовка). Также проводились исследования с помощью программно-аппаратного комплекса апелинка (ПАК), - который дает оценку об отсутствии дыхательных нарушений во время сна или их наличии, сомнография (СГ) проводилась в течение семестра, обследуемый получал ПАК на дом. При обработке данных учитывались возраст, длина и масса тела студента, что давало оценку их обмена веществ. Осуществлялась запись ороназального потока, храпа, пульса и сатурации (насыщение крови кислородом), позволяющих адекватно определить нарушения сна. Обрабатывалась запись автоматически, при этом проводилась ручная коррекция. При обработке данных рассматривались такие показания как респираторный индекс; индекс апноэ и гипопноэ; % дыхания с ограничением инспираторного потока без храпа; % дыхания с ограничением инспираторного потока с храпом; индекс десатурации; средняя, минимальная сатурация; минимальный и максимальный пульс. После анализа исследования каждый студент получал оценку своего сна. При обработке данных ПАК дает следующие оценки:
• дыхательные нарушения отсутствуют или индекс апноэ/гипопноэ (ИАГ) меньше 5;
• легкая степень, где 5< ИАГ<15; 15 < ИАГ<30 средняя степень;
• ИАГ > 30 тяжелая степень.
   В обследовании приняли участие 82 студента – члена сборных команд университета. Результаты представлены в конце статьи, их анализ показал, что 2% опрошенных оценивают свой сон как неудовлетворительный, 46% - удовлетворительно и 52% - хорошо.
   Этот вопрос был дублирующий в анкете.
1% студентам сон не приносит восстановления сил, скорее всего это потенциальные апноики (люди, у которых во время сна происходит прекращение легочной вентиляции в течение 10 секунд или более, оно характеризуется отсутствием носо-ротового потока при сохраняющихся дыхательных движениях и обусловлено спадением дыхательных путей на уровне глотки).
83 % « практически здоровых» опрошенных студентов засыпают с 00 до 3 утра.
54% респондентов имеют неполноценный сон, т.е. по различным причинам у них возникают не всегда объяснимые пробуждения. Недосыпая, 44% студентов прибегают к дневному сну.
63% из них с трудом встают по утрам. Значит они полусонные, заторможенные к восприятию и запоминанию информации, которую дают на лекциях, практически не осмысливают её.
28% респондентов ответили, что иногда им трудно подолгу сосредоточиться. В связи с нарушением сна 37% чувствуют сниженную работоспособность в учебно-спортивной деятельности.
21% из опрошенных могут пропустить тренировки или лекции ради желания выспаться.
18% респондентов ответили, что засыпают, когда смотрят телевизор, 32% - при чтении, 48% - на лекциях, 1.5% засыпают, беседуя с другим человеком, 0.5% - в других ситуациях.
В целом бессонница не характерна для спортсменов, а возникает лишь при больших умственных нагрузках в период экзаменационной сессии. У 91% респондентов никаких проблем не возникает с засыпанием по вечерам.
89% опрошенных считают, что во сне не храпят. При проведении СГ тем не менее, присутствуют эпизоды храпа. 4% - знают о наличии у них задержки дыхания.

КАРТИНКИ (скоро)

   После проведения сравнительной оценки качества сна студентов, анализ результатов обследуемых спортсменов показывает, что часть из них уже находится в зоне риска по заболеванию СОАС.
   На кафедре физической культуры и спорта мы занимаемся разработкой подхода к прогнозированию влияния негативных факторов сна, сопутствующих сменой учебно-спортивной деятельности на регуляторные механизмы, способствующие длительному сохранению работоспособности и к ускоренной врабатываемости и восстановлению.
   Различные нарушения сна провоцируют развитие гипоксии, которая отрицательно сказывается практически на всех органах и системах организма, что, в свою очередь, снижает физическую работоспособность студента-спортсмена, т.к. легкие и сердце не способны обеспечить увеличивающуюся потребность организма в кислороде. Это приводит к развитию порочного круга: ограничение нагрузки → детренированность мышц → дальнейшее снижение функциональных резервов организма. Первые признаки гипоксии обычно появляются во время сна или при физической нагрузке.
   От храпа можно избавиться благодаря правильной организации режима труда и отдыха.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0