Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Формирование лидерских качеств у баскетболистов старшего школьного возраста
Л.Н. Минина
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У БАСКЕТБОЛИСТОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
   В баскетболе команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные, зачастую очень сложные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд. На формирование взаимоотношений между спортсменами в баскетбольной команде влияют различные факторы, особая роль среди которых отводится социально-психологическим аспектам, в частности, феномену лидерства.
   Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов является одной из главных задач, стоящих перед тренером в работе с командами разного возраста и квалификации.
   Современная теория предлагает различные подходы, основанные на использовании методик, оказывающих влияние на физическую и технико-тактическую подготовленность, при этом отмечается высокая роль лидеров в достижении командного результата. Возможность формирования лидерских способностей трактуется поразному, что подтверждается отсутствием единства во взглядах.
   Существует мнение, что психофизическое состояние лидера может оказывать, как положительное, так и отрицательное воздействие на эффективность игровых действий команды.
   Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Вопрос - нужен ли команде лидер в баскетболе «не актуален с 1950 года». Все должны быть лидерами. Наряду с этим, существует противоположная точка зрения - в баскетбольной команде лидерами могут быть один, два игрока. Капитан команды должен быть лидером обязательно.
   В проведенном исследовании приняли участие две команды баскетболистов старшего школьного возраста СДЮШОР г. С-Петербурга.
   Цель исследования заключалась в конкретизации средств учебно-тренировочного процесса, направленных на формирование лидерских качеств у баскетболистов старшего школьного возраста.
   Задачи исследования:
1. Определить способность быть лидером команды баскетболистов старшего школьного возраста.
2. Определить характер влияния психологического состояния лидера на эффективность игровых действий команды в баскетболе.
3. Подобрать средства для формирование лидерских качеств у баскетболистов старшего школьного возраста в учебно-тренировочном и соревновательном процессах.
   Для определения степени выраженности лидерских качеств проводился опрос по методике «Лидер», позволивший определить баскетболистов с низкой, средней и высокой степенью выраженности лидерских качеств. Высокая степень выраженности лидерских качеств, а значит способность быть лидером характерно для двух баскетболистов в каждой из команд, принявшей участие в исследовании.
   Наиболее сильно выраженные личностные характеристики баскетболистов старшего школьного возраста перечислены в порядке ранжирования: общительность, «принятие борьбы», независимость. Между ними и способностью быть лидером определена высокая корреляция связи (коэффициент корреляции r =0,846).
   Проведенное исследование показало, что систематическое включение в учебно-тренировочный процесс заданий в виде упражнений, направленных на развитие следующих личностных характеристик:
- чувства ответственности у игрока перед командой;
- инициативности игрока:
- «принятие борьбы»;
- чувства коллективизма.
повышает уровень выраженности лидерских качеств у всех игроков команды.
   Об этом свидетельствуют полученные результаты, а именно после педагогического эксперимента показатели по степени выраженности лидерских качеств у баскетболистов экспериментальной группы повысились не только у лидеров, а у всех членов команды.
   Проведение опроса по методике «САН» перед каждой игрой позволило определить психологического состояние игроков и его влияние на эффективность соревновательной деятельности. Было выявлено, что самочувствие, активность и настроение влияет на коэффициент полезности игроков.
   Психологическое состояние лидера команды в значительной степени не влияет на коэффициент полезности игрока, но влияет на эффективность соревновательной деятельности команды в целом. Это объясняется тем, что лидеры в спортивной команде обладают высокой степенью психологической устойчивости, которая позволяет ему преодолеть собственное негативное состояние перед игрой. При этом наблюдается снижение взаимосвязи между игроками и лидером команды, что, в свою очередь, приводит к снижению эффективности командных действий. Введение аутотренинга для лидера баскетбольной команды продолжительностью 5 минут позволяет оказывать корректирующее воздействие на негативные проявления в психологическом состоянии перед игрой и, следовательно, позволяет оказывать влияние на результат игры.
   Как показывают проведенные исследования, лидерские качества необходимо формировать в учебно-тренировочном процессе у всех игроков команды. Перед соревновательной деятельностью целесообразно оказывать корректирующее психолого-педагогическое воздействие только на ярко выраженного лидера команды.
   Это приводит к успеху и реализации главной цели – победе в конкретной игре.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0