Главная » Каталог статей » Физическая культура » Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов

Физкультурно-спортивная активность в вузе
Г.Р. Мустафина
Казанский архитектурно-строительный университет
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ В ВУЗЕ
   Актуальность темы исследования обусловлена возросшим интересом в последнее время к физкультуре и спорту в нашей стране. Растёт и интерес к реальной ситуации с физкультурой и спортом в вузах. В данном контексте рассмотрим ситуацию в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (КГАСУ). Он является одним из ведущих вузов в системе высшего строительного образования в России и головным вузом в рамках Ассоциации строительных вузов в регионе республик Поволжья.
   В 2010 г. Казанскому государственному архитектурно-строительному университету исполняется 80 лет. Этот же год стал юбилейным и для кафедры физической культуры и спорта, которая была создана 1960 г.
Кафедра имеет славные спортивные традиции. Увлеченные своей профессией педагоги разных годов заложили фундамент организации занятий по различным видам спорта, что позволяет студентам успешно выступать в соревнованиях различного уровня на протяжении многих лет.
   В 1952 г. после введения в учебный план курсовой подготовки студентов по физическому воспитанию и спорту был организован спортклуб, где культивировалось большое количество видов спорта, и проводилась секционная тренерская работа: баскетбол, волейбол, бокс, тяжелая атлетика, теннис, различные виды единоборств, лыжный спорт и легкая атлетика и др. На современном этапе в секциях занимаются более 900 человек.
   Спортивные команды, сформированные на базе кафедры «Физической культуры», ежегодно участвовали более чем в несколько десятков соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях на первенство города, вузов, Всероссийских турнирах по различным видам спорта.
   Продолжая славные спортивные традиции прошлых поколений, в сегодняшние дни за время обучения в вузе многие студенты - спортсмены под руководством преподавателей-тренеров достигли значительных успехов, завоевав медали на международных соревнованиях.
   Ежегодно в соответствии с планом-календарём спортивных мероприятий, кафедра проводит соревнования в рамках «Спартакиады первокурсника» и «Спартакиады факультетов», в которых участвуют и студенты-спортсмены и студенты, которые никогда не занимались спортом. В том, что в таких соревнованиях задействовано большое количество студентов, есть заслуга преподавателей, заместителей деканов по спорту и руководства кафедры.
   Проводится большой объем работы. Но необходимо отметить тот факт, что студенты, которые не участвуют в различных соревнованиях и не занимаются спортом, а посещают только занятия физической культурой, не получают необходимый объем двигательной нагрузки. Из личных бесед с такими студентами видно, что они не осознают роли и пользы предмета «Физическая культура» и относят его к общеобразовательному, что отодвигает физическое воспитание из «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский, 1982), они обладают низким уровнем валеологической грамотности, существующие в вузе виды физкультурно-спортивной активности не вызывают у них симпатии.
   Согласно проведенным педагогическим исследованиям основным мотивом посещения занятий по физическому воспитанию у преобладающего большинства студентов, не участвующих в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, является получение итогового зачета. Они делают акцент на приобретение знаний только по профилированным учебным дисциплинам. В такой ситуации физическая культура как учебный предмет высшей школы не выполняет в полной мере своей важной функции содействия формированию всесторонне развитой личности и готовности к будущей профессиональной деятельности (Г.Д. Иванов, 1993; Г.С. Туманян, 1993; Г.К. Зайцев, 1993).
   Значит, приоритетным направлением в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой должно стать создание возможно большего числа альтернативных программ по каждому виду физической культуры с учетом региональных, национальных, культурно-исторических традиций, материально-технической оснащенности спортивных комплексов вуза (Л.И. Лубышева,1992).
   Вложенные в физическое воспитание средства могут возвращаться сторицей в виде незаметных глазу вещей, например, повышением работоспособности будущих специалистов. На сегодняшний день в университете значительно улучшается материально-техническая база университета: в мае 2010 г. будет завершено строительство и сдан спорткомплекс КГАСУ, который возводится в рамках строительства объектов Универсиады 2013 года. Это создаст значимые изменения в реализации задач физического воспитания в вузе.
   Согласно представлениям психологических теорий деятельности, формирование мотива деятельности тесно связано с процессом «узнавания» потребности своего предмета (Л. С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, П. К. Анохин).
   Акт «опредмечивания» выступает в качестве вектора организации деятельности. Вслед за его появлением резко меняется тип поведения. То есть необходимо создать такие педагогические условия, при которых студенты, не ведущие физически активную жизнь, должны понять, почему физическая культура и физическая активность является одной из составляющей конкурентоспособности и успешности в будущей профессии.
В этом направлении исследований современных педагогических технологий имеет смысл двигаться для совершенствования преподавания физического воспитания в вузах и внедрения их в процесс обучения.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar