Физическая реабилитация мальчиков младшего школьного возраста при кифотической осанке в условиях специальной медицинской группы
Ян Цзянь, Ван Лихуа, В.Б. Евсютина
Харьковская государственная академия физической культуры
Харьковская государственная академия физической культуры
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ МАЛЬЧИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ КИФОТИЧЕСКОЙ ОСАНКЕ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Заболевания опорно-двигательного аппарата традиционно занимают одно из первых мест в структуре патологии детей и подростков школьного возраста, наиболее частыми из них являются различные формы нарушения осанки. В последние годы в литературе все больше обосновывается представление о том, что первичный фактор нарушений осанки носит динамический характер и связан с нарушением функционального состояния мышц туловища. Исследования авторов показывают, что внешние признаки нарушения осанки находятся в прямой взаимосвязи с тонусом отдельных мышц.Одним из ведущих средств реабилитации детей с нарушениями осанки является лечебная гимнастика, массаж и физиотерапевтические процедуры.
Цель работы - разработать и обосновать комплексную программу физической реабилитации для мальчиков младшего школьного возраста с кифотической осанкой в условиях специальной медицинской группы и оценить ее эффективность. Задачи работы:
l. Ha основе анализа современной литературы дать понятие о правильной осанке, классификацию нарушений осанки, причины их возникновения и охарактеризовать основные подходы к немедикаментозному лечению применяемых средств физической реабилитации при кифотической осанке и ее профилактике.
2. Обосновать и разработать программу физической реабилитации для мальчиков младшего школьного возраста при кифотической осанке, с использованием комплекса немедикаментозных воздействий, включающих лечебную гимнастику (экстензионные упражнения, направленные на разгибание позвоночника и укрепление мышц спины и брюшного пресса, а также специальные дыхательные упражнения, лечебный массаж и физиотерапию в условиях специальной медицинской группы.
3. Оценить эффективность предложенной программы физической реабилитации на основе изучения динамики величин антропометрических показателей, кардиореспираторной и мышечной систем у обследованного контингента детей.
Исследование проводилось с октября 2009 г. по апрель 2010 г.
в три этапа. На начальном этапе мы проводили изучение литературных источников по проблеме физической реабилитации детей с нарушением осанки. На основании полученных данных современной медицинской литературы написан аналитический обзор.
На этом же этапе нами была составлена комплексная программа физической реабилитации с использованием комплекса немедикаментозных воздействий, включающих лечебную гимнастику (экстензионные упражнения, направленные на разгибание позвоночника и укрепление мышц спины и брюшного пресса (по методике Епифанова), а также специальные дыхательные упражнения, лечебный массаж и физиотерапию для мальчиков младшего школьного возраста в условиях специальной медицинской группы.
Второй этап исследования проходил в условиях специальной медицинской группы общеобразовательной школы № 102 г. Харькова.
На этом этапе нами было проведено два обследования наблюдаемого контингента детей, в результате которых были получены данные о динамике показателей физического развития, данных кардиореспираторной и мышечной систем, возникающей под влиянием предложенной комплексной программы физической реабилитации у мальчиков младшего школьного возраста с кифотическим нарушением осанки II степени в условиях специальной медицинской группы.
На третьем этапе были проведены повторные обследования для изучения динамики показателей и оценки эффективности различных программ физической реабилитации.
Перед тем как внедрить разработанную нами комплексную программу физической реабилитации для детей основной группы было проведено углубленное медицинское обследование мальчиков обеих групп.
Нами были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных, изучение документальных материалов, соматоскопия, антропометрические исследования, физиологические методы исследования и врачебно-педагогические наблюдения.
Под нашим наблюдением находилось 12 мальчиков 1-2 класса с кифотическим нарушением осанки II степени.
Контрольную группу (12 человек) составили мальчики с нормальной осанкой, которые занимались физической культурой по программе общеобразовательной школы.
Анализ первичного обследования детей обеих групп показал, что по данным физического развития соответствуют возрастным нормам только показатели детей контрольной группы, а у детей основной группы исследуемые данные имеют тенденцию к значительному снижению и достоверно отличимы от величин практически здоровых детей.
По данным артериальной тонометрии с определением величины систолического, диастолического и пульсового давления у детей обеих групп достоверных различий не наблюдалось. При первичном обследовании детей основной и контрольной группы наблюдались достоверные различия по показателям функции внешнего дыхания.
Таким образом, результаты проведенного первичного углубленного исследования детей контрольной и основной группы, свидетельствовали о снижении показателей физического развития, функционального состояния кардиореспираторной и мышечной систем обследуемых.
В связи с чем, основной задачей физической реабилитации детей с кифотической осанкой явилось улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы и создания мышечного корсета.
С этой целью мы модифицировали общепринятую в спецмедгруппе методику лечебной гимнастики. Мы использовали методику профессора Епифанова, в основу которой было положено применение экстензионных упражнений, направленных на разгибание позвоночника и укрепление мышц спины и брюшного пресса. Упражнения, направленные на разгибание позвоночника, способствовали коррекции кифоза и укреплению мышц спины.
Помимо активного разгибания туловища из и.п. лежа руки на поясе, к плечам, на затылке, применялось разгибание туловища в грудном отделе с изометрическим напряжением мышц в течение 5-7 секунд. Продолжительность каждого упражнения постепенно увеличивалась, и после 2-3-х экстензионных упражнений ребенку назначались специальные дыхательные упражнения. Методика массажа и физиотерапевтических процедур применялась по классическим методикам в условиях поликлиники по месту жительства. Мальчики контрольной группы занимались на уроке физической культуры по программе общеобразовательной школы.
Сравнительная оценка результатов исследования функционального состояния систем организма показала эффективность предложенной нами методики лечебной гимнастики. Применение данной программы позволило улучшить физическое развитие, приблизить величины дыхательной и сердечно-сосудистой системы детей с кифотической осанкой к величинам практически здоровых детей сопоставимого пола и возраста. По нашим данным, отмечено выраженное улучшение и развитие экономизации деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о чем свидетельствуют данные повторных исследований по показателям частоты сердечных сокращений, величин артериальной тонометрии и данных функциональной пробы на дозированную физическую нагрузку.
Таким образом, правильно организованные занятия с использованием экстензионных упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями в условиях специальной медицинской группы, способствовали повышению физической подготовленности и предупреждению прогрессирования кифотической осанки.
Выводы и практические рекомендации изложены в самой работе.