Баскетбол как средство профессиональной психофизической подготовки
Е.В Волнухина
Московский государственный строительный университет
Московский государственный строительный университет
БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
XXI век называют веком информатики. Огромный поток информации, который обрушивается на человека, ведет к его информационной перегрузке. Поэтому для снятия умственно-психических нагрузок необходима двигательная активность.Наиболее подходящей являются спортивные игры, в процессе занятий ( подготовки и соревнований) которыми формируется психическая устойчивость.
Баскетбол является одним из популярных спортивных игр среди студенческой молодежи. Для него характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма занимающихся. Баскетбол является средством активного отдыха для студентов, занятых умственной деятельностью, имеет большое оздоровительное значение.
При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления и повышение эффективности учебного труда студентов. Все вышеперечисленное в свою очередь способствует их профессиональной психофизической готовности.
Поэтому в МГСУ много лет осуществляет профессиональную психофизическую подготовку методическое отделение баскетбола, работающее по учебной программе физической культуры с акцентом на баскетбол и курс спортивного совершенствования (сборные команды университета) по баскетболу.
Занятия баскетболом характеризует разнообразная двигательная деятельность, положительные эмоции, улучшение эмоционального состояния, эффективное снятие чувства усталости, повышение умственной и физической работоспособности. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. А также развивают психофизические качества: быстроту (скоростная работоспособность), ловкость (выполнение действий в меняющихся нестандартных условиях) и специальную скоростную выносливость (игровая выносливость скоростно-силового характера). При выборе вида спорта для самостоятельных занятий можно рекомендовать баскетбол для студентов эмоциональных, коммуникабельных, легко отвлекающихся и включающихся в какую-либо деятельность.
Учебно-тренировочные занятия баскетболом развивают такие волевые качества занимающихся как инициативность, самостоятельность и сопутствующие им: настойчивость, решительность, самообладание и др.
По последним исследованиям (Е.В. Церковная и др.) под влиянием современных тенденций интенсификация игры в баскетбол все больший вес приобретает анаэробный способ энергообразования. В отдельных случаях при максимальных напряжениях его часть составляет 80-90%. Это ведет к образованию значительного кислородного долга (7-10 л) и повышению уровня молочной кислоты в крови (на 150-250 мг %). Одновременно значительно возрастает деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Частота пульса достигает 180-210 уд/мин, легочная вентиляция – 80-130 л/ хв, потребление кислорода возрастает до 3,5-4,5 мин. Этот уровень интенсивности обменных процессов сохраняется на протяжении 40-150 сек, после чего появляется необходимость снизить двигательную активность.
Нагрузки субмаксимальной интенсивности вызывают заметное повышение обменных процессов, когда около 80% необходимой энергии доставляется аэробным путем, поэтому уровень молочной кислоты в крови повышается лишь до 30-50 мг %. Частота сердечных сокращений достигает 170-190 уд/мин. В ткани каждую минуту поступает в 4 л кислорода, но все-таки величина кислородного долга сохраняется довольно большой (7-9 л). Продолжительность таких нагрузок может составлять 5-7 мин.
Нагрузки средней интенсивности могут выполняться на всем протяжении игрового времени (до 2-3 час). Часть анаэробного извлечения энергии здесь снижается до 5-10 %. Это разрешает снизить уровень молочной кислоты в крови до 15-30 мг %. При этом частота пульса находится в границах 140-170 уд/мин, минутная вентиляция - 15-20 л. Потребление кислорода составляет 2-4 л/мин, а кислородный долг – 3-5 л.
Как отмечают современные специалисты в области баскетбола, занятие этим видом спорта оказывает большое влияние на развитие мозга. Разнообразные сигналы во время игры стимулируют функционирования нервных клеток и взаимосвязей между ними, оказывают содействие проявлению и развитию преемственных (генетических) возможностей нервной системы. Это является весьма актуальным для студентов строительных вузов.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Ход событий на площадке заранее неизвестен спортсмену и тренеру.
Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отрабатывание стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Игрок, который находится на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предусматривать направление передач мяча и т.п. В условиях недостаточности времени успешность его действий определяется не только правильность избранных решений, но и скоростью прохождения нервных процессов.
В крайние малые отрезки времени (доли секунды) мозг соперника-баскетболиста воспринимает и обрабатывает информацию от разных систем организма. Но этого еще недостаточно, нужно кроме того, вообразить себе возможные изменения игровой обстановки, иначе усилия игрока не достигнут цели. Только после этого можно принять правильное решение в данной ситуации выбрать подходящие для этого тактические действия. Все эти процессы - от начала восприятия ситуации до выполнения приема (бросок или ведение-передача мяча) – занимают у баскетболистов-разрядников всего 1,5-2 сек, а у мастера спорта – лишь около 1 секунды. Это показывает, какие требования к быстродействию мозга предъявляет баскетбол.
Применение баскетбола в учебно-тренировочной практике в качестве средства физического воспитания студентов строительных вузов является весьма эффективным для развития выносливости, что является важным для представителей инженерно-строительных специальностей, требующих длительных физических, нервных и умственных нагрузок.
Профессиональная деятельность специалистов строительной отрасли требует высокого уровня активности коры головного мозга. Основной формой деятельности мозга в условиях различных ситуаций является не отрабатывание стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола в строительных вузах является эффективным средством развития творческого мышления студентов, возможности принятия правильных решений при нестандартных ситуациях, авариях, возникающих непосредственно на стройке, при эксплуатации зданий, электростанций и т.д.