Главная » Каталог статей » Комплексное инженерное благоустройство » Санитарное благоустройство городских территорий

Снежно-ледовые образования на городских дорогах и их свойства
Лекция на тему: Санитарное благоустройство городских территорий.
Часть 7: Снежно-ледовые образования на городских дорогах и их свойства.

Снежно-ледовые образования на городских дорогах и их свойства.

   Неуплотненный снег
   Снег попадает на дорожное покрытие в виде отдельных снежинок и в начальный момент представляет малосвязную массу, состоящую из тончайших кристаллов льда.
   Соприкасаясь с дорожным покрытием, а также под воздействием других факторов отдельные снежинки ломаются и в первую очередь деформируется широко развитая периферийная поверхность снежинок. Этот процесс ускоряется при воздействии на снег колес транспортных средств.
   Плотность снега (табл. 2) увеличивается тем быстрее, чем выше его температура. При температуре 0...-2 °С плотность снега уже в течении 1—1,5 часов достигает своей предельной величины. С понижением температуры снега процесс уплотнения проходит медленнее и особенно при температуре ниже  -10 оС.
   При воздействии на снег колес транспортных средств, пешеходов и рабочих органов снегоочистительных машин плотность снега изменяется. Так, после сгребания и сметания снега и укладки в валы его плотность увеличивается, как правило, более чем в 2 раза.

Таблица 2. Плотность снега в зависимости от его состояния.
Плотность снега в зависимости от его состояния
    Уплотненный снег.
   Важнейшим свойством уплотненного снега, значительно влияющим на механизацию процесса его скалывания, является сравнительно небольшое по величине силы смерзание снега с дорожным покрытием. Благодаря этому при воздействии сдвигающих усилий рабочих органов машин уп-лотненный снег полностью отделяется от поверхности асфальтобетона в виде монолитных кусков.
   С понижением температуры снега величина сил смерзания с асфальтобетоном увеличивается.
   Лед и снежно - ледяной накат.
   Лед на городских дорогах образуется главным образом из уплотненного снега при повышении температуры воздуха до положительной и последующем резком ее понижении. Снежно-ледяной накат представляет собой уплотненный снег, содержащий прослойки льда, располагаемые на внешней поверхности слоя и в местах интенсивного торможения транспортных средств.
   Важнейшим свойством льда, образующегося на дорожном покрытии, являются значительные силы смерзания льда с поверхностью асфальто- и цементобетона. Поэтому при механизированной уборке льда крайне затруднительно его полное отделение от поверхности дороги.
   При некачественной уборке снега на дорожном покрытии остаются уплотненный снег, снежно-ледяной накат и лед, которые ухудшают эксплуатационные свойства асфальто- и цементобетонных дорожных покрытий.
   Наличие на дорожном покрытии снежно-ледяных образований приводит к резкому снижению сцепления автомобильных колес с таким покрытием.
   Снежно-ледяные образования резко усложняют условия движения пешеходов и являются причиной несчастных случаев и травматизма. Наличие снежно-ледяных образований на дорожном покрытии ведет к увеличению длины тормозного пути автомобиля. Так, тормозной путь при одинаковой начальной скорости движения по чистой дороге почти в 10 раз меньше, чем по дороге, покрытой тающим льдом.

   Снегоочистка. Основной способ удаления снега с покрытий городских дорог - подметание и сгребание его в валы плужно-щеточными снегоочистителями. Перекидывание снега шнекороторными снегоочистителями применяют на набережных рек, загородных и выездных магистралях, а также на расположенных вдоль проездов свободных территориях. Кроме того, шнекороторными очистителями, оборудованными направляющими желобами, снег перекидывают или укладывают на газоны и полосы зеленых насаждений. Очистка части улиц до асфальта одними снегоочистителями может быть обеспечена только при сравнительно малой интенсивности движения городского транспорта (не более 120 маш./час). При большей интенсивности движения, как правило, нельзя предотвратить образования уплотненного снега без применения химических материалов на покрытиях дорог. Химические материалы препятствуют уплотнению и прикатыванию свежевыпавшего снега, снижают величину сил смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия, но их можно применять только при интенсивности снегопада не менее 0,5 мм/час (при пересчете на воду), так как в противном случае на дорожном покрытии образуются растворы реагентов. Применение химических материалов дает положительный эффект при хорошем перемешивании реагентов со снегом, которое может быть достигнуто при движении транспортных средств интенсивностью более 100 машин/час. Городские дороги с интенсивностью движения транспорта менее 100 машин/час, а также при снегопадах интенсивностью менее 0,5 мм/час убирают без применения химических материалов путем сгребания и сметания снега плужно-щеточными снегоочистителями
   Удаление уплотненного снега и льда. Уплотненный снег с дорожных покрытий убирают автогрейдером, снабженным специальным ножом гребенчатой формы, или скалывателями-рыхлителями. Снег удаляют складированием в прилотковой части проезда или на площадях, свобод-ных от застройки. Кроме того, снег можно ссыпать в люки обводненной дождевой или хозяйственно-фекальной канализации. Рекомендуемые сроки вывоза снега приведены в таб. 3.

Таблица 3. Рекомендуемые сроки вывоза снега, час.
Рекомендуемые сроки вывоза снега, час
   Для борьбы с гололедом применяют профилактический метод, а также метод пассивного воздействия, способствующий повышению коэффициента сцепления шин с дорогой, покрытой гололедной пленкой. Предпочтительно использовать профилактический метод, но его применение возможно только при своевременном получении сводок метеорологической службы о возникновении гололеда. После получения сводки необходимо обработать дорожное покрытие химическими реагентами из расчета 15...20 г/м2. Чтобы реагенты не разносились колесами транспортных средств, их разбрасывают непосредственно перед возникновением гололеда. При такой обработке ледяная пленка по поверхности дорожного покрытия не образуется, дорога делается лишь слегка влажной.
   Для устранения гололеда дорожное покрытие обрабатывают песко-соляной смесью. На дорогах с интенсивностью движения транспортных средств более 500 маш./час необходимо при сохранении гололедных пленок через 2...3 часа повторять обработку пескосоляной смесью. Перекрестки, подъемы, въезды на мосты обрабатывают выборочно через каждый час после первой посыпки.
   Обработку дорожных покрытий при профилактическом методе борьбы с гололедом начинают с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т.е. II и III категорий, а заканчивают на улицах I категории. Такой порядок работы в наилучшей степени способствует сохранению реагентов на поверхности дороги. Обработку дорог, покрытых гололедной пленкой, начинают с улиц I категории, затем посыпают улицы II и III  категории. Параллельно необходимо проводить внеочередные работы по выборочной посыпке подъемов, спусков, перекрестков, подъездов к мостам и туннелям. Продолжительность обработки всех улиц I категории не должна превышать одного часа. Для ускорения производства работ по борьбе с гололедом следует обрабатывать дороги только в полосе движения, на которую приходится примерно 60...70%  ширины проезжей части улицы.

Схема мойки дорожных покрытий
Рис.5. Схема мойки дорожных покрытий.
а – мойка улиц.
б – поливка улиц.
 Универсальная машина
Рис.6. Универсальная машина.
1-плуг; 2-базовый трактор; 3-скалыватель уплотненного снега;
4-снегоочистительная щетка.


Снегоочиститель шнекороторный 
Рис. 7. Снегоочиститель шнекороторный.
1-рабочий орган; 2-подвеска рабочего органа; 3-гидросистема; 4-трансмиссия рабочего органа; 5-система обогрева кабины; 6-кабина; 7-приборный щиток; 8-фары; 9-система пневмомоторов; 10-силовая установка; 11-светосигнальный фонарь; 12-подрамник; 13-капот; 14-удлинители рамы шасси; 15-аккумуляторы.

Илососная машина 
Рис. 8. Илососная машина.

Универсальная малогабаритная машина 
Рис. 9. Универсальная малогабаритная машина.
а – с плугом.
б – со шнековым снегоочистителем.

Малогабаритная подметально-уборочная машина 
Рис. 10. Малогабаритная подметально-уборочная машина.

Продолжение лекции на тему: Санитарное благоустройство городских территорий.
Часть 1: Санитарное благоустройство городов.
Часть 2: Сбор и удаление твердых бытовых отходов.
Часть 3: Двухэтапный вывоз ТБО.
Часть 4: Уборка городских территорий.
Часть 5: Летняя уборка городских территорий.
Часть 6: Зимняя уборка городских территорий.
Часть 7: Снежно-ледовые образования на городских дорогах и их свойства.


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0