Главная » Каталог статей » Комплексное инженерное благоустройство » Лекции

Покрытия проездов и дорожек
   Лекция на тему: Организация транспортного и пешеходного движения при благоустройстве межмагистральных территорий.


Покрытия проездов и дорожек
    В последнее время для покрытий дорожек проездов и площадок начали применять самые разнообразные материалы — бетон, бетонные и керамические плиты, литой камень, цветные шлаки, каучук, полимерные и другие материалы.
   Для автотранспорта важно иметь гладкую однотонную поверхность покрытия, чтобы не отвлекать внимание водителя. Для пешеходного движения из всех типов покрытий лучше поверхность, расчлененная швами на отдельные элементы. Сплошное бесшовное покрытие можно успешно использовать лишь на небольших площадках или на коротких проходах. На больших территориях и при значительной протяженности проходов однородный материал производит неблагоприятное впечатление своей монотонностью. Нерасчлененность поверхности бесшовного покрытия нарушает представление о масштабе покрытой им территории и зрительно изолирует человека от земли. Замощение желательно разнообразить путем применения различных по форме, величине, цвету и фактуре составляющих его элементов.
   Для пешехода ценно, если монотонность однообразного мощения на длинном пути разбивается узором, цветными вставками, отдельными пятнами различной фактуры. Такие вкрапления другого материала создают к тому же большие возможности для игр детей. Но не следует, конечно, увлекаться излишним разнообразием материалов и тем более применять материалы по своим свойствам малопригодные для мощения.
   При выборе типа покрытия в первую очередь следует учитывать назначение проездов и проходов, условия их эксплуатации, а также экономические и эстетические требования.
   Но поскольку, как подсчитано, более 30%. времени при ходьбе человек смотрит под ноги, тип и характер покрытия имеет существенное эстетическое значение.
   Нужно учитывать, что для элементов благоустройства вообще и дорожек в частности следует применять больший масштаб, чем в интерьерах зданий. По тем же соображениям членение и фактуру дорожек делают крупнее и грубее. Желательно, чтобы масштаб мощения был соизмерим с масштабом зданий и окружающим пространством.
   Во всех случаях покрытие дорожек и площадок не должно быть бесцветно, серо и однообразно. С этой точки зрения наиболее низкими качествами обладает асфальт. Даже бетонные монолитные покрытия могут дать значительно большее разнообразие, так как имеется достаточно технических возможностей для фактурной и цветовой обработки их поверхностей, а также расчленения их любыми рисунками и придания им любых очертаний.
   В зависимости от назначения дорожек и площадок применяются различные виды замощений (рис. 1). Различные материалы в покрытии дорожек создают разнообразный рисунок





Рис. 1. Различные материалы в покрытии дорожек создают разнообразный рисунок
а, б, в — бетон с нанесенными на него рисунками (стержнем, граблями, закладными досками);
г — бетон с вкраплением плиток;
д — гравий и плоские камни;
е — галька и плиты на уклоне. В сухую погоду ходят по плитам, в дождь по гальке;
ж, з, и, к — бетонные плитки;
л, м — бетонные плитки на газоне или гравии





   Твердое покрытие (плитки, бетон) необходимо в местах массового скопления населения (пешеходная зона общественного центра, главная дорожка-аллея и т. п.). Сюда относятся также площадки у входов в общественные здания, пересечения дорожек, некоторые часто посещаемые площадки для отдыха. Следует обеспечить твердым покрытием и места, куда редко или совсем не проникают лучи солнца.
   Песчаные грунтовые дорожки и площадки целесообразны в тех уголках микрорайонного сада, где движение пешеходов незначительно. Для прогулок нужна гладкая поверхность, шероховатые с грубой поверхностью дорожки малопригодны для этих целей.
Покрытия с мягкой поверхностью необходимы в местах подвижных игр детей, так как поверхность с острыми выступами (бетон, камень) может вызвать травмы у играющих детей.
   Неровные, грубые поверхности (булыжник, гравий, щебень) по краям дорожек и тротуаров хорошо защищают газоны от повреждения — люди предпочитают идти по гладкой поверхности дорожки и не выходить за ее пределы. Газон остается нетронутым.
   Покрытия такого рода могут быть использованы и для того, чтобы воспрепятствовать пешеходам проходить близко от окон нижних этажей, а также, чтобы отучить детей играть или кататься на велосипедах и самокатах непосредственно у стен дома.
   На стоянках автомобилей рационально применять покрытие с неровной поверхностью, хорошо поглощающее масло и горючее. Брусчатка на автостоянках создает членения, которые помогают более уплотненно расставить машины.
   При больших площадях, занятых проездами и стоянками автомашин, целесообразно применять газонно-плиточные покрытия, в которых трава произрастает в отверстиях плит.
   В настоящее время в распоряжении проектировщика имеется широкий выбор типов покрытий для проездов, дорожек и тротуаров в жилой застройке.
   Асфальтовые покрытия. Асфальт является наиболее распространенным в настоящее время материалом для покрытий проездов, проходов, тротуаров и площадок.
   Асфальтовые покрытия имеют ряд положительных качеств: ровную поверхность, уменьшающую износ шин автомобилей и облегчающую движение пешеходов, достаточную прочность, возможность механизировать уборку.
   Однако наряду с достоинствами асфальтовые покрытия обладают рядом существенных недостатков.
   Асфальт невыразителен, особенно при сплошном покрытии больших поверхностей. Уныло-безрадостный серый цвет асфальта является плохим фоном для зданий и малых форм архитектуры.
   К тому же асфальтовые покрытия отличаются воздухо-, свето-, водо- и газонепроницаемостью. Это пагубно отражается на биологических качествах расположенной под ним почвы, что в свою очередь отрицательно влияет на окружающую растительность. Самый существенный недостаток асфальтовых покрытий — значительное нагревание их в жаркие летние дни. Температура воздуха над асфальтовым покрытием на 15° выше, чем над открытым грунтом, что, естественно, создает неблагоприятные условия для населения и особенно для детей.
   Недостатком асфальтового покрытия является также трудность вскрытия его для прокладки подземных коммуникаций. Ремонт покрытия при кажущейся легкости осложнен; после инженерных работ и ремонта на асфальте остаются трудноустранимые следы. Возможность механизации работ по устройству асфальтовых покрытий имеет существенное значение только при асфальтировании больших территорий, для узких, сложных по конфигурации внутриквартальных проездов и тротуаров это достоинство асфальтовых покрытий теряет свое значение, поскольку зачастую приходится переходить на ручную укладку и укатку асфальта. Асфальтовые покрытия требуют к тому же устройства дорогостоящего жесткого основания.
   Все это делает применение асфальтовых покрытий, особенно внутри микрорайона, маложелательным. Там, где заменить асфальтовое покрытие лучшими материалами невозможно, его внешний вид может быть в какой-то степени улучшен обрамлением рядами плиток, вкраплением отдельных полос из бетона, плит, керамических вставок, натурального камня.
   На асфальтовое покрытие может быть нанесен также слой цветной мастики из полимерных материалов. Такой мастикой можно создать сплошную однотонную цветную поверхность или нанести ею любой рисунок.
   Яркий рисунок из мастики голубого, желтого или красного цвета будет выглядеть особенно эффектно на сером фоне асфальта. Эти приемы оживляют однообразную поверхность асфальта, делают его более интересным и выразительным.
   Бетонные покрытия Покрытия из монолитного бетона значительно распространены как в практике благоустройства у нас, так и за рубежом, несмотря на свои существенные недостатки — необходимость производства работ непосредственно на площадке строительства, большую трудоемкость ручных процессов, сезонность работ и значительные сроки ввода в эксплуатацию. Кроме того, подобно асфальтовым покрытиям, они обладают полной воздухо-, свето-, водо- и газонепроницаем остью, что пагубно отражается на почве и окружающей растительности.
   Несмотря на сказанное, применение бетонных покрытий обусловливается, с одной стороны, отсутствием организации заводского изготовления плит, а с другой — полной свободой в выборе формы, очертания, рисунка и членения дорожек и площадок, что особенно существенно при живописно-ландшафтной планировке участка. Широкий ассортимент добавок, фактурных поверхностей, цвета расширяет композиционные возможности применения бетонных покрытий.
   Покрытия из плит. Лучшим типом покрытия внутриквартальных проездов, тротуаров и пешеходных дорожек следует считать покрытия из плит. Плиты из естественных камней ввиду их большой стоимости применяются редко. Все более широкое распространение получают плиты из искусственных материалов.
   Достоинствами покрытий из плит являются: производство плит в заводских условиях; сборность и экономичность покрытия; быстрый ввод покрытия в эксплуатацию; удобство частичной разборки для ремонта и перекладки подземных коммуникаций; удобство ремонта покрытия путем замены отдельных поврежденных плит; лучшая воздухо-, свето- и газопроницаемость.
   Применяемые для покрытий плиты могут быть изготовлены из различных материалов: бетона, железобетона (крупноразмерные плиты), керамики, литого камня, резины, полимеров и других материалов с возможной обработкой поверхности различными способами.
   Размеры плит могут колебаться в широких пределах от самых мелких— 20×20 см до крупноразмерных — с площадью в несколько квадратных метров. Что касается формы плит, то она может быть чрезвычайно разнообразна.
   Покрытия из крупноразмерных плит. Наиболее индустриальным типом покрытия для проездов и тротуаров в микрорайоне является покрытие из крупноразмерных плит. Оно допускает механизацию укладки плит, ускоряет темпы строительства и имеет ряд других, указанных выше преимуществ.
   Эти покрытия особенно целесообразны в районах массового жилищного строительства, где новые дороги используются уже во время строительства.
   Плиты значительных размеров изготовляются из предварительно напряженного бетона.
   Для уменьшения скольжения автомашин и пешеходов поверхность плит делается рифленой или шероховатой с обнаженным заполнителем. Она может быть также цветной или обработана вкраплением отдельных камней крупного гравия; реже встречаются плиты с нанесенным на них рисунком.
   Несмотря на то, что покрытие из крупноразмерных плит имеет толщину на 10—15% больше, чем покрытие из мелких плит, оно все же экономично благодаря своей высокой индустриальности.
   Вместо армированных крупноразмерных плит можно применять крупноразмерные часторебристые неармированные плиты, которые благодаря ребрам хорошо держатся даже на слабом грунте.
   Большой интерес представляют плиты с шипами и шпунтами, при помощи которых они соединяются между собой. Это создает большую связанность покрытия и возможность лучшего совместного восприятия усилий 6—12 плитами, благодаря чему повышается несущая способность покрытия и оно нуждается в устройстве лишь легкого песчаного основания. Шестигранные плиты лучше в эксплуатации, так как их тупые углы в 120° обладают большей прочностью, в то время как прямые углы квадратных плит легко обламываются.
   Железобетонные крупноразмерные плиты изготовляются обычно методом вибропроката и могут быть использованы для устройства проездов внутри микрорайона с ездой преимущественно легковых машин. Движение тяжелых грузовых автомашин исключается. Размеры плит колеблются от 75×75 до 300×300 см, толщина от 6—7 см для тротуаров, до 12—25 см для проезжей части. Наряду с квадратными и прямоугольными широкое распространение получают шестигранные плиты.
   Покрытия из бетонных плиток применяются в основном для тротуаров, пешеходных дорожек, а также дли различных площадок. Наиболее часто применяются плитки размером 30×30 см, 40×40 см, 50×50 см. Толщина плиток для тротуаров и дорожек колеблется в пределах от 4 до 7 см, для проезжей части - от 15 до 20 см. Плитки укладывают на песчаном основания толщиной 8 - 10 см. При слабых и неустойчивых грунтах - на щебеночном или гравийном основании.
   Плитки укладывают вплотную, либо с промежутками, заполняемыми гравием или газоном. Покрытия этого типа могут быть рекомендованы для повсеместного применения в микрорайонах.
   Бетонным плиткам можно придать любое очертание, любую фактуру, различный цвет в зависимости от введенных в бетон красителей или цветовых добавок; из них можно создавать разнообразные рисунки покрытий.
   Мелкие плиты обладают по сравнению с крупноразмерными рядом недостатков: дают обилие швов, требуют тщательной укладки для получения ровной поверхности покрытия; механизация работ значительно сложнее. Эти недостатки могут быть уменьшены при предварительном соединении мелких плит в звенья или секции.
   Наряду с бетонными плитками для замощения тротуаров и пешеходных дорожек могут применяться плитки из керамики, полимеров, каучука, литого камня и других материалов.
   Газонно-плиточные покрытия. Для жилой застройки большое значение имеет увеличение озелененных площадей. Однако проезды и площадки для стоянки автомашин требуют твердого покрытия, чтобы ими можно было пользоваться в любую погоду и в любое время года. Этим, казалось бы, противоречивым требованиям удовлетворяют газоны, укрепленные бетонными, так называемыми решетчатыми, плитами со сквозными отверстиями, в которых может произрастать трава (рис. 2). Давление от колес автомашин воспринимается бетонными плитами или отдельными их выступами и трава почти не повреждается.
   Подобные плиты применяются различного вида. Отверстия в них имеют обычно квадратную, круглую или вытянутую закругленную форму, размеры не превышают 6—8 см, с тем, чтобы колесо автомашины могло целиком опираться на бетон, не портя траву, растущую в отверстиях плиты. При ручной укладке вес плиты не должен превышать 35 - 40 кг, поэтому в данном случае применяют мелкие плиты размером 40×40, 40×60, 30×60 см в соответствии с принятыми размерами для обычных сплошных плит. Толщина плит колеблется от 6 до 12 см при марке бетона 600 в зависимости от типа автомашин, для которых предназначается проезд.
   При механизированной укладке плит автокраном могут применяться крупноразмерные плиты. Размеры их принимаются до 300×175 см (две плиты дают необходимую ширину проезда 3,5 или 6 м). Их вес составляет около 1,7 т. Делаются они напряженно-армированными и изготовляются на вибростендах. Плиты выдерживают движение тяжелых грузовых автомашин. В микрорайонах, где этого не требуется, применяют крупноразмерные плиты облегченной конструкции и меньшей толщины.
Для получения большей поверхности газона применяют плиты с отдельными выступами — шипами, крепко связанными между собой под землей бетонной решеткой, предохраняющей их от опрокидывания.
   При применении таких плит поверхность газона составляет 66%, в некоторых же случаях она достигает 83% всей площади. Если учесть, что такие плиты можно использовать в виде колейных проездов, то площадь газона можно довести почти до 90% всей покрываемой территории. Размеры плит с шипами принимают от 30×60 см при ручной укладке и до 60×120 см при механизированной укладке. Толщина плит составляет 10 см, в том числе 7 см толщина решетки и 3 см высота шипа. Расстояние между осями шипов 7,5 см, диаметр шипа 3,5 см.
Плиты с отверстиями
 Плиты с отверстиями
 

 












Рис.2. Плиты с отверстиями (а, б, в) и шипами
(г) для газонно-плиточных покрытий, позволяющих пользоваться озелененными автостоянками и проездами в любую погоду и любое время года

(а, б, в — цифры даны в см; г — в мм).

 
 
   Решающим фактором для выбора формы верхней поверхности плиты, особенно с шипами, является с одной стороны, удобство ходьбы и езды по ним и, с другой стороны, хорошие условия для произрастания газонных трав.
   Конструкция основания под плиты зависит от величины будущей нагрузки. Обычно это просеянная гравийная смесь пли песок толщиной 10 см с добавками глины или грунта. Такое основание выдерживает нагрузку 12 т. Добавки нужны для уменьшения быстрого просачивания поверхностной воды, необходимой для нормального произрастания растений.
   После выравнивания основания и укладки плит вплотную или с промежутками не более 5 -6 см их отверстия засыпают растительной землей на 3 - -4 см ниже верхней поверхности плиты. Далее производят посев семян, смешанных с земляной массой, состоящей из 30% глины, 60% перегноя, 10% песка и сернокислого аммония (3 кг на 1 м3 массы). На 1 м3 земляной массы требуется 1 кг семян. Земляную массу выравнивают с уровнем верхней поверхности плит жесткими щетками. Для более длительного сохранения газона в хорошем состоянии при минимальном уходе за ним рекомендуется следующая газонная смесь: 5% тысячелистника; 15% мятлика однолетнего; 30% мятлика лугового; 25% овсяницы красной; 15% полевицы красной; 10% гребневика.
   Стрижка газона и уход за ним производится, как на обычной газонной площадке.
   Для проездов, где транспорт проходит редко, и для пожарных проездов плиты с шипами могут быть опущены на 3—4 см ниже уровня земли. Вся поверхность в этом случае целиком покрывается газоном.
   Плиты со сквозными отверстиями могут быть успешно использованы не только для проездов и автостоянок, но и для покрытия пешеходных дорожек, детских игровых площадок, площадок отдыха, для укрепления откосов. Они могут также найти применение и при устройстве временных дорог на строительстве. В этом случае плиты укладываются прямо на грунт, поскольку они могут держаться на любом грунте без устройства основания.
   Опыт ряда строительных организаций подтверждает рациональность применения покрытий из решетчатых плит, применяемых как для сплошных, так и колейных проездов. Повороты дорог осуществляются за счет клинообразных бетонных вставок.
   Кирпичные покрытия могут быть рекомендованы лишь в отдельных случаях для устройства тротуаров, дорожек или площадок среди внутриквартальных насаждений.
   Отборный красный строительный кирпич укладывают на ребро, клинкер — плашмя и только в целях получения различных рисунков его ставят на ребро.
   Для создания разнообразного покрытия кирпич и клинкер укладывают перпендикулярно борту, диагональными рядами «в елку», «в корзинку» или другими узорами. Основанием служит песчаный слой толщиной 8 - 10 см, при слабых грунтах — слой щебня, гравия или шлака толщиной 4 - 5 см. В местах, где возможно движение грузовых машин, гравийно-щебеночное основание должно быть утолщено до 12 - 13 см, а в качестве материала для покрытия применяется исключительно клинкер. Швы в покрытии заполняют песком или битумом, смесью песка с битумом или цементным раствором. Возможна укладка кирпича среди газона со швами, заполненными растительным грунтом.
   Кирпичные покрытия имеют хороший вид, особенно среди зеленых насаждений.
   Недостатком их является недолговечность и кустарный метод производства работ.
   Покрытия из камня. В районах, где камень является местным дешевым строительным материалом, он может быть интересно и разнообразно использован для устройства покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и проездов. Каменные покрытия долговечны; их выполняют из каменных плит крупных и мелких, правильной и неправильной формы. Дорожка может быть вымощена целиком мелкими камнями или в сочетании с крупными. Отдельные, разной величины камни вкрапливаются в бетон либо свободно укладываются среди газона. Из плит можно делать разнообразные садовые дорожки.
   Интересны композиции из камней и гальки. Плоские камни удлиненной формы укладываются с добавлением гальки или щебня, что дает чрезвычайно своеобразные покрытия, часто применяемые для дорожек в японских садах.
   Иногда бетонные плиты сочетаются с полосами шероховатого замощения из голыша; такое покрытие способствует уменьшению скольжения на уклоне. Заслуживает внимания соединение гальки, голыша, крупного гравия, которое представляет собой хотя и грубую, но своеобразную форму покрытия дорожек и площадок.
   Мозаиковые покрытия выполняются из небольших шашек гранита, известняка и песчаника. Наилучшими считают шашки из известняка песчаника, так как камень этого вида не отшлифовывается под влиянием пешеходного движения и поэтому не вызывает скольжения.
   Благодаря небольшому размеру каменных шашек (от 5×5 до 6×8 см), мозаикой можно создавать любые рисунки вплоть до сложных орнаментных композиций. Особенно красивые узоры получаются из разноцветной шашки.
   Следует отметить важную черту орнаментных композиций — все они имеют очень простой и четкий рисунок. Другим достоинством мозаиковых покрытий является их долговечность и простота устройства основания (песок).
   К недостаткам следует отнести: неровную поверхность, по которой трудно двигаться длительное время, и кустарное выполнение работ.
   Поэтому при всех своих высоких архитектурных качествах мозаиковые покрытия не могут быть рекомендованы к широкому применению, особенно в микрорайонах нового строительства.
   Поскольку мозаиковые покрытия имеют неровную поверхность, их целесообразно использовать для проходов и тротуаров со значительным уклоном.
   Мозаиковые покрытия могут сочетаться с плитами из естественного или искусственного камня, уложенными в виде полос или простого геометрического рисунка.
   Покрытия из гравия, щебня и шлака. Простейшими и наиболее дешевыми типами таких покрытий служат грунтовые покрытия, укрепляемые путем втрамбовывания гравия, щебня, шлака. Эти покрытия мо¬гут быть рекомендованы для дорожек микрорайонного сада со средней и малой интенсивностью пешеходного движения, а также детских и физкультурных площадок. Они хороши своей упругостью, которая создает условия для пешеходного движения, близкие к природным.
Для дорожек и площадок рекомендуется применять щебень, гравий и шлак с крупностью фракций до 35—50 мм.
   Дорожки, с малым пешеходным движением могут быть выполнены также из утрамбованного кирпичного щебня с добавлением песка.
   Для придания поверхности пешеходных дорожек и тротуаров желаемой окраски применяют высевки цветных каменных материалов.
   Такие дорожки нуждаются в особом уходе. Их необходимо закрывать для пешеходного движения на просушку весной и в дождливые осенние периоды; в засушливое время года они требуют поливки.
   Сопряжения садово-парковых дорожек с газонами могут устраиваться с помощью лотков из плиток или кирпича.
   Довольно широко применяются гравий и голыши для защиты корней и стволов деревьев от вытаптывания пешеходами. Для этого около деревьев тротуар или дорожка из плит заменяется на гравий. Поскольку крупный гравий по сравнению с плитой менее удобен для ходьбы, пешеходы избегают проходить вблизи деревьев. Гравийное покрытие хорошо пропускает воду и обеспечивает воздухообмен в почве. Для этой же цели используют замощение приствольных кругов камнем.
   Деревянное торцовое покрытие выполняют из деревянных шашек, пропитанных смолой, креозотом или битумом.
   Шашки могут быть квадратными 10 × 10 см или круглыми d= 10 - 20 см, реже шестигранными, они имеют высоту 15 см и укладываются на слой гравия, который дренирует основания под шашками. Швы между шашками толщиной 3 - 5 мм заполняют песком. Для изготовления шашек применяют в основном дуб.

Предыдущая страница: Организация транспортного и пешеходного движения при благоустройстве межмагистральных территорий.
Страниц: 12
Формат:
Word
Скачать: Организация транспортного и пешеходного движения при благоустройстве межмагистральных территорий.


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0