Главная » Каталог статей » Комплексное инженерное благоустройство » Инженерная организация территории населенных мест

Вертикальная планировка перекрестков
Лекция на тему: Инженерная организация территории населенных мест.
Часть 4: Вертикальная планировка перекрестков.

Вертикальная планировка перекрестков

   Возможные способы трассирования пересекающихся улиц относительно форм рельефа и различия в их значимости предопределяют существование семи наиболее типичных форм поверхностей перекрестков (рис. 7— 13).
   Перекресток, расположенный на вершине холма (рис. 7), характеризующийся тем, что уклоны всех участков образующих его улиц направлены в сторону от перекрестка, является наиболее простым случаем. Пересекающиеся поверхности сопрягаются в гребень. От центра перекрестка отходят гребни по всем четырем направлениям. Точки одноименных горизонталей, найденные на осях улиц, исходя из уклонов и отметки центра, в пределах пространства перекрестка соединяются друг с другом. Построенные горизонтали изображают двускатные поверхности проезжих частей улиц. Из-за отсутствия водосборных площадей (кроме собственно поверхности перекрестка) и выходящих на перекресток лотков не требуется устройство дождевой канализации.
Вертикальная планировка перекрестка, расположенного на горе 
Рис. 7. Вертикальная планировка перекрестка, расположенного на горе

   Перекресток улицы, проходящей по гребню (рис. 8), соответствует случаю, когда из четырех пересекающихся участков один имеет уклон, направленный к перекрестку. Гребень этого участка разделяется по трем направлениям. При этом профили всех участков претерпевают незначительные изменения от типовых решений. Сопрягающей отметкой для продольных профилей обеих улиц является центр перекрестка. Водоотвод решается без особых трудностей: вода из лотков, направленных к перекрестку, следует вдоль закругления бортового камня в лотки пересекающей улицы.
 Вертикальная планировка перекрестка улицы, проходящей по гребню
Рис. 8. Вертикальная планировка перекрестка улицы, проходящей по гребню

   Перекресток улицы, проходящей по тальвегу, может быть решен по-разному в зависимости от категории пересекающихся улиц. При прохождении по тальвегу главной улицы (рис. 9) ее поперечный профиль может быть сохранен без изменений. В этом случае вливающиеся улицы, проходящие по склонам тальвега, размащивают в односкатный профиль смещением гребня в сторону более высокой отметки, а их оси увязывают с отметками лотков главной улицы (отметка 51,32 на рис. 9). Водоотвод осуществляется по поперечным лоткам, пересекающим второстепенную улицу и соединяющим лотки главной улицы. Поперечные лотки не только пропускают стекающую по тальвегу воду, но и собирают сток с лотков улиц, проложенных по склону тальвега.
 Вертикальная планировка перекрестка улицы, проходящей в тальвеге
Рис. 9. Вертикальная планировка перекрестка улицы, проходящей в тальвеге

   При пересечении в таких условиях улиц равного значения (рис. 10) имеется возможность избежать устройства поперечных лотков вдоль тальвега за счет образования в более высокой части поверхности перекрестка двух замкнутых понижений, воспринимающих сток с лотков пересекающихся улиц. Для этого в пределах перекрестка уменьшают продольный уклон оси улицы, направленной по тальвегу. Однако такой прием используют при наличии закрытой сети дождевой канализации.

 Вертикальная планировка перекрестка двух равнозначных улиц в тальвеге
Рис. 10. Вертикальная планировка перекрестка двух равнозначных улиц в тальвеге

   Перекресток улиц, проходящих по косогору, когда пересекаются две улицы с уклонами, направленными через центр в одну сторону, является одним из наиболее распространенных. При неравном значении улиц (рис. 11) главная сохраняет свой поперечный профиль неизменным и в пределах перекрестка. Верховая часть второстепенной улицы сопрягается в лоток главной; ось низового ее луча также сопрягается в отметку точки ее пересечения с линией продолжения лотка главной (отметка 65,08). Если же в подобной ситуации пересекаются улицы равного значения, поверхность перекрестка решают в виде односкатной плоскости, наклоненной в сторону наибольшего ската (рис. 12). Проезжие части всех улиц размащивают в односкатный профиль с уклоном, равным наклону центральной площадки в направлении, перпендикулярном оси размащиваемой улицы.

 Вертикальная планировка перекрестка на косогоре при неравном значении улиц
Рис. 11. Вертикальная планировка перекрестка на косогоре при неравном значении улиц
1-4 - секторы

 Вертикальная планировка перекрестка равнозначных улиц на косогоре
Рис. 12. Вертикальная планировка перекрестка равнозначных улиц на косогоре

   Перекресток в котловине при уклонах вливающихся улиц, направленных к центру (рис. 13), является неудобным для проектирования, поскольку организация его поверхности невозможна без устройства закрытых водостоков. Для удобства движения и сбора воды с лотков центральную часть перекрестка делают приподнятой с образованием четырех замкнутых понижений у закругления бортовых камней, где устанавливают дождеприемные колодцы.

 Вертикальная планировка перекрестка в котловине
Рис. 13. Вертикальная планировка перекрестка в котловине

   Вертикальную планировку площадей проектируют, обеспечивая оптимальные условия водоотвода, движения транспорта и пешеходов. Ее подчиняют архитектурно пространственной композиции прилегающей застройки.
Вертикальная планировка площадей зависит от рельефа территории, количества  примыкающих к этой площади транспортных коммуникаций, социального назначения рассматриваемой площади.
   В зависимости от существующего рельефа, вертикальная планировка площадей может выполняться в односкатном, двускатном и четырехскатном вариантах (рис. 14 ).

 Схемы вертикальной планировки площадей
Рис. 14. Схемы вертикальной планировки площадей
а – односкатная, б – двускатная, в – четырехскатная
   Площади, размером 2-4 га обычно выполняются в двускатном варианте. При меньшей площади - в односкатном. 
Продольные уклоны площадей назначают до 300/00, поперечные в пределах 5-300/00.

   Вертикальная планировка автостоянок и площадок для разворота автотранспорта решается одновременно с вертикальной планировкой прилегающих магистралей.
Автомобильным стоянкам придают продольный или поперечный уклон 0.5-3%. Верхний предел обеспечивает возможность размещения машин без опасения их движения с выключенным двигателем. Результирующий уклон по продольной оси экипажа должен быть не более 2%

Продолжение лекции на тему: Инженерная организация территории населенных мест.
Часть 1:
Вертикальная планировка городских территорий.
Часть 2: Методы проектирования вертикальной планировки.
Часть 3: Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров.
Часть 4: Вертикальная планировка перекрестков.
Часть 5: Вертикальная планировка пешеходных путей, парковых аллей и дорожек.
Часть 6: Вертикальная планировка рекреационных и хозяйственных площадок.
Часть 7: Вертикальная планировка межмагистральных территорий.
Часть 8: Вертикальная планировка территорий, подверженных затоплению.
Часть 9: Высотная привязка зданий. (посадка зданий на рельеф)
Часть 10: Вертикальная планировка территорий зеленых насаждений.
Часть 11: Организация стока поверхностных вод.


Похожие материалы
Всего комментариев: 1
avatar
1 Налаья • 19:29, 13.10.2011
smile
ComForm">
avatar
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0