Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров
Лекция на тему: Инженерная организация территории населенных мест.
Часть 3: Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров.
Часть 3: Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров.
Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров
Вертикальная планировка магистралей методом проектных (красных) горизонталей позволяет более наглядно определить характер проектируемого рельефа, отразить увязку проектируемого с существующим рельефом и размещением зданий и сооружений. Поэтому вертикальную планировку методом проектных горизонталей начинают с построения красных горизонталей на улицах и проездах, и только затем увязывают с ними проектные горизонтали прилегающей территории.При построении проектных горизонталей на улице необходимо иметь исходные данные: план улицы со всеми ее элементами, поперечный профиль улицы с указанием поперечных уклонов и высоты бортовых камней, отметки вертикальной планировки на перекрестках и между ними (при изменении продольного уклона).
В зависимости от назначения городские улицы и дороги делят на несколько категорий (см. табл.2). Вертикальную планировку улиц проектируют исходя из нормативных уклонов указанных в таблице.
Таблица 2
Расчетные параметры улиц и дорог, согласно СНиП 2.07.01-89*
Минимальные продольные и поперечные уклоны магистралей нормируют, основываясь на условиях организации стока поверхностных вод. Для асфальто- и цементобетонных покрытий принимают минимальные продольные уклоны равными 40/00, а поперечные уклоны - 15-250/00. На равнинном рельефе при прокладке улиц и дорог по безуклонным участкам (менее 40/00), их проезжие части проектируют по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети. Однако, устройство такого профиля достаточно сложно, поэтому, пилообразный профиль проектируют в основном на набережных. Максимально допустимые уклоны на улицах и дорогах различной категории зависят от расчетных скоростей движения. Продольные уклоны уменьшают в климатических районах, отличающихся суровой зимой и гололедом, а также на подходах к мостам, путепроводам и на перекрестках.
На расстоянии 50м от перекрестка начинают постепенно смягчать уклон, доводя на перекрестке до 20 0/00. На подходе к мостам и путепроводам уклон назначают не более 40 0/00.
Проезжую часть в поперечном направлении проектируют, применяя две типовые схемы: односкатную и двускатную (рис. 4).
Рис.4. Схемы поперечных профилей магистралей.
а, б – с двускатным профилем
в, г – с односкатным профилем
Вертикальная планировка магистралей методом красных горизонталей начинается с определения положения проектных горизонталей по оси улицы (рис. 5). При постоянном продольном уклоне и неизменяемом поперечном профиле, на протяжении всей улицы или ее участка, все проектные горизонтали не меняют своего очертания и остаются параллельными. Поэтому, достаточно построить одну красную горизонталь по всей ширине улицы в красных линиях и провести другие горизонтали параллельно ей через точки, полученные при градуировании оси улицы (см. рис. 5). Для построения красных горизонталей необходимо провести дополнительные вычисления по формулам:
Рис. 5. Построение красных горизонталей на магистралях и проездах
где iпрод. - продольный уклон магистрали, в долях ед.;
iпоп ; iпоп. - поперечные уклоны магистрали и тротуара, в долях ед.;
a - ширина проезжей части магистрали;
b1 ,b2 - ширина полосы зеленых насаждений и тротуара;
l - расстояние между проектными горизонталями с шагом h;
l1 - величина сдвига проектной горизонтали от оси к лотку магистрали;
l2 - скачок горизонтали за счет бортового камня, высотой hб.к;
l3 - величина сдвига красной горизонтали к красной линии магистрали.
Поскольку исходные отметки, как правило, не кратны шагу горизонталей, то необходимо в первую очередь определить точку расположения ближайшей по значению проектной горизонтали (см. рис. 2).
На равнинном рельефе при проложении улиц и дорог по безуклонным участкам (менее 0.004) их проезжие части проектируют по лотку пилообразного продольного профиля с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети (рис. 6). Продольный уклон по лотку создают за счет попеременного изменения поперечного профиля дороги. В сечении по водоразделам уклон назначают в пределах 1 - 1.5%, в сечениях по колодцам- 3%.
Рис. 6. Проектирование магистрали с нулевым уклоном
На микрорайонных проездах уклоны меняют по всей ширине, а на магистралях лишь в полосах, примыкающих к тротуару. Эти полосы делают шириной 2.5-3.5 м. За счет переменного поперечного уклона проезжей части улицы бортовой камень проектируют переменной высоты.
У дождеприемных колодцев высоту бортового камня принимают равной 0.2м, а на водораздельном гребне - 0.1 - 0.15 м.
Продолжение лекции на тему: Инженерная организация территории населенных мест.
Часть 1: Вертикальная планировка городских территорий.
Часть 2: Методы проектирования вертикальной планировки.
Часть 3: Вертикальная планировка улиц, дорог, проездов и тротуаров.
Часть 4: Вертикальная планировка перекрестков.
Часть 5: Вертикальная планировка пешеходных путей, парковых аллей и дорожек.
Часть 6: Вертикальная планировка рекреационных и хозяйственных площадок.
Часть 7: Вертикальная планировка межмагистральных территорий.
Часть 8: Вертикальная планировка территорий, подверженных затоплению.
Часть 9: Высотная привязка зданий. (посадка зданий на рельеф)
Часть 10: Вертикальная планировка территорий зеленых насаждений.
Часть 11: Организация стока поверхностных вод.