Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале
Введение в специальность
(городское строительство и хозяйство)
Конспект лекций
(по кафедре Городского строительства и экологической безопасности)
(городское строительство и хозяйство)
Конспект лекций
(по кафедре Городского строительства и экологической безопасности)
Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале.
В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом.
Проект застройки, как проект любого сооружения, должен состоять из 2х частей – графический и текстовой. Графическая часть выполняется на топографическом плане местности и комплексно представляет принятые архитектурно – планировочные и инженерные решения. Пояснительная записка содержит обоснования и пояснения принятых решений. В практике градостроительства принята определенная система организации жилой зоны путем разделения ее территории на отдельные жилые районы, входящие в состав административных городских районов.
Жилые районы делятся на микрорайоны, которые в свою очередь подразделяются на кварталы. Необходимо отметить, что при застройке жилого района жилыми группами численность населения каждой группы следует принимать 2 тыс. человек. В этом случае микрорайона становятся как бы промежуточной ступенью между жилым районом и жилой группой. Тогда понятие микрорайон отсутствует. Размеры жилых районов и количество населения в них могут изменяться в зависимости от конкретных условий : величины города, объектов строительства, этажности застройки и радиусов обслуживания населения.
Организация жилых районов в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями в основном сводится к определению:
- А) способов расстановки зданий в зависимости от условий инсоляции, радиации, наиболее экономичного использования земли;
- Б) способов расстановки зданий с учетом надлежащего режима проветривания;
- В) рациональных форм и размеров изменения;
- Г) санитарно – технического оборудования зданий.
Город с населением 30 – 35 тыс. человек по существу представляет один жилой район, в котором находятся все учреждения, полностью обслуживающие потребности населения. Город с населением 100 тыс. человек может иметь 2 – 3 жилых района. В этом случае обслуживающие учреждения дополняет систему повседневного обслуживания жилых районов.
В центре жилого района должны быть размещены основные организации, обслуживающие прилегающие микрорайоны. Практика показывает, что учреждения районного значения необходимо размещать в пределах пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 – 20 мин., это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует считать не более 800 – 1000 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориальную величину жилого района.
На основе практике градостроительства и расчетов по обслуживанию населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района :
- здание общественных организаций;
- кинотеатр;
- спортивные сооружения (стадион, спортзал, бассейн);*
- клуб (или Дворец культуры);
- дом детского творчества;
- библиотека;
- ресторан, кафе
- универсам;
- почта – телеграф, АТС;
- банковские учреждения
- поликлиника, аптека;
- предприятия бытового обслуживания;
- больница, диспансер, роддом;*
- магазины
При объединении районных учреждений создается возможность строительства крупных зданий, обеспечивающих более экономичную их эксплуатацию. Там, например, может быть создан торговый центр в виде единого здания, включающий предприятия бытового обслуживания, почту – телеграф, аптеку, банки и т.п.
Под микрорайоном понимается часть жилого района, в который организовано полное повседневное культурно – бытовое обслуживание населения. При проектировании микрорайонов предусматривается их расположение на межмагистральной территории, изолированной от транзитного транспортного движения. Линии массового транспорта направляемого по системе улиц жилого района, должны обеспечить равные удобства в транспортном обслуживании всех микрорайонов. Расстояния от остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м. от наиболее удаленной квартиры жилых домов в микрорайоне.
Размеры территории и расчетная численность населения микрорайона определяется планировочными условиями на конкретной территории. К этим условиям относятся естественный рельеф и возможности его использования, необходимость сохранения существующих зеленых насаждений и водоемов, удобство сообщений внутри микрорайона, в жилом районе и с центром города. На форму микрорайона влияет конфигурация сети магистральных улиц города.
Схема обслуживания жилого района.
План жилого района в городе.
1 — школы; 2 — детские учреждения; 3 — магазины, столовые и предприятия бытового обслуживания; 4 — домоуправление; 5 — гаражи; 6 — кинотеатр; 7 — центр жилого района.
Определение размеров микрорайона производится с учетом объемов жилищного строительства, принятой этажности, плотности жилого фонда, состава учреждений, обслуживающих микрорайон, природных и других местных условий застройки.
При составлении проектов застройки микрорайонов особое внимание должно быть уделено правильному функциональному зонированию их территорий. При этом должны быть следующие зоны:
- жилая зона;
- зона школьно – дошкольных учреждений;
- зона коммунально-бытовых учреждений;
- зона сквера и спорт. комплекса.
Зону школьно-дошкольных учреждений необходимо изолировать от улиц с напряженным движением транспорта. Эту зону целесообразно располагать между жилой зоной и сквером с тем, чтобы изолировать детские учреждения от жилых домов и образовать со сквером микрорайона единый массив зеленых насаждений.
Практика показывает, что микрорайон должен включать следующие учреждения по обслуживанию населения :
- клуб;
- спортплощадки;
- детские сады, ясли и площадки;
- школу;
- поликлинику;
- сквер (сад) для отдыха жителей;
- кафе (столовую)
- продуктовые магазины;
- предприятия бытового обслуживания;
В кварталах, помимо жилых домов, размещаются детские учреждения (детские ясли и сады), а при достаточной площади кварталов — и школы. Магазины, столовые, аптеки, парикмахерские и мастерские бытового обслуживания населения могут быть в отдельных зданиях или первых этажах жилых домов. В жилых кварталах размещаются также гаражи-стоянки для автомобилей, а также детские и спортивные площадки. Незастраиваемая часть квартала используется под зеленые насаждения, хозяйственные дворы и проезды с тротуарами. Тротуары, проезды, дворы и замощенные площадки, расположены на территории квартала, занимают до 15% его площади.
При квартальной системе застройки желательно предусмотреть специальные территории – «кварталы обслуживания», где концентрируется предприятия коммунального обслуживания населения. Кварталы обслуживания размещаются так, чтобы обслужить население прилегающих жилых кварталов в радиусе 700 – 800 м.
Важным градостроительным показателем является плотность застройки. По применяемым в нашем градостроительстве нормам допускается плотность застройки кварталов и микрорайонов поставленные в обратную зависимость от ее этажности. Чем выше застройка, тем меньшую плотность она должна иметь. Такая система нормирования плотности застройки исключает возможность переуплотнения в квартире или микрорайоне, а так же создает достаточное по размеру озеленение территории.
Жилая площадь на 1 га. территории микрорайона:
5 эт. дом – от 2800 до 3100 м2
9 эт.дом – от 3900 до 4300 м2
Нижний предел плотности допускается обычно в случаях застройки в сложных гидрометеорологических условиях. В настоящее время имеются тенденции к некоторому повышению плотности застройки за счет более рационального размещения зданий.
Надо учитывать инсоляцию зданий и внутренних помещений. Оптимальной ориентацией жилых помещений для средней полосы является юго – восточная . В летнее время она создает наибольшую солнечную освещенность в утренние часы, когда температура воздуха еще не повышается. В зимнее время, когда желательно получение максимума солнечного света, эта ориентация обеспечивает это и в утренние часы и в полуденные часы вследствие более низкого стоящего солнца.
При размещении зданий необходимо считаться с ветровым режимом на застраиваемой территории и изменениями, которые может внести в него застройка. В местностях с преобладанием сильных ветров их можно смягчать на внутриквартальной территории, применяя сплошную застройку по периметру квартала и допуская меньшие разрывы между зданиями. В местностях со слабыми ветрами желательно для усиления вентиляции кварталов избегать сплошной застройки.
Инженерная подготовка проводится до строительства жилых домов; на территории строительства к началу застройки должны быть полностью закончены работы по устройству дорог и внутриквартальных проездов, прокладки подземных инженерных коммуникаций, вертикальной планировки и озеленения.
Особо существенным для планировки является этажность зданий, поскольку она влияет на планировочную организацию застраиваемой территории. К числу инженерных условий, определяющих этажность жилых зданий, относят:
- степень несущей способности грунтов, зависящую в первую очередь от гидрогеологических и геологических данных;
- наличие сейсмических, карстовых и оползневых процессов, искусственных выработок ископаемых и др.
Экономическими условиями в определении этажности зданий являются :
- разница в стоимости зданий различной этажности, вытекающее из их конструктивных особенностей;
- разница в стоимости общегородских устройств дорожной сети, транспорта, коммунальных сооружений и предприятий, т.к. изменения в этажности могут влиять на плотность заселения, а значит и на размеры территории города.
При определении этажности зданий всегда стремятся создать композиционно – целостный и выразительный архитектурный облик отдельной улицы, площади или набережной города. Это достигается определенным пространственным взаиморасположением зданий в сочетании с местными природными условиями. Каждое отдельное здание или сооружение всегда рассматриваются в органической связи с другими. Недостаточный учет этих обстоятельств может привести к безликой и скучной застройке.
Архитектурно-художественными условиями, влияющими на этажность застройки, являются:
- соотношение высотных зданий и ширины прилегающих улиц. Широкая улица с малоэтажной застройкой создает невыгодное зрительное впечатление, так же как и слишком узкая улица, застроенная высокими зданиями;
- в некоторых случаях необходимость для большей выразительности застройки введения в ее композицию зданий повышенной этажности, особенно в общественных центрах.
Понижение этажности уменьшает плотность заселения, но приводит к увеличению территории застройки, и, следовательно, удорожает стоимость благоустройства и коммунального оборудования жилой зоны. Поэтому пониженную этажность приходится допускать только в особых случаях, когда она вызвана какими – либо природными условиями, либо в малых населенных пунктах. Но и в этом случае надлежит рекомендовать строительство жилых зданий не менее 2-х этажей. Одноэтажное строительство допускается в ограниченных размерах только в районах, отводимых для индивидуальной застройки.
При застройке городов следует резервировать участки для размещения в жилых районах крупных гаражей- автостоянок для легкового транспорта емкостью не менее 500-700 автомобилей и высотой в 5 и более этажей. Следует отметить, что гаражи- стоянки небольшой емкости всегда экономически не рентабельны ни в строительном, ни в эксплуатационном отношении.
Гаражи-стоянки в жилых районах должны быть приспособлены для индивидуальных автомашин. При этом следует предусматривать участки постройки станций техобслуживания автомобилей с равномерным размещением их по городу.