Главная » Каталог статей » Введение в специальность » Городское строительство и хозяйство (ГСХ)

Организация городского движения
Введение  в  специальность
(городское строительство и хозяйство)

Конспект лекций
(по кафедре Городского строительства и экологической безопасности)

Организация городского движения.

           Транспорт выполняет функцию связи между основными элементами города -жилыми районами, местами труда и отдыха. С ростом территорий городов вопросы хорошо организованного городского движения приобрели первостепенное значение в градостроительстве.
           Важным элементом в проблеме городского движения является предохранение условий жизни населения от «эрозии движения». Движение транспорта весьма негативно воздействует на эти условия, в частности на безопасность пешеходов. Шум от движения, загазованность и вибрация зданий делают городские транспортные магистрали для повседневной жизни мало удобными.
            Понятие доступность означает возможность для автомашин быстро и легко проехать к месту своего назначения остановиться там.
            В основном в проблеме городского движения есть два плюса: доступность и условия жизни населения. При этом они как бы противоречат друг другу: можно улучшить доступность улиц, увеличив объем и скорость движения, но это наверняка ухудшит условия жизни горожан. Наоборот, можно удалить движение с улицы - это улучшит окружение горожан, но ухудшит доступность. В современных условиях каждая городская территория должна иметь соответствующую окружению организацию движения.
              Под городским движением понимается совокупность процессов движения транспортных средств и пешеходов по городским улицам. В городском движении в качестве пешеходов или пассажиров участвует все население, независимо от возраста.
             Следует отметить, что система улиц и движения по ним в старых городах логически развивалась на основе дифференцированного движения по торговым улицам, транзитным дорогам и по улицам, где располагались жилые дома. Рыночный обмен, потребности обороны, разделение жилой территории в зависимости от социальных групп, а также цеховое устройство были теми элементами, которые определяли движение по уличной сети старых городов. В настоящее время а/транспорт и применение новых видов энергии коренным образом изменили условия городского движения. Количество населения в городах возросло во много раз. Размеры уличного движения, вид транспорта, скорость движения изменились, а форма улиц и ширина различных элементов улиц в старых городах остались прежние. Поэтому возникли серьезные трудности в движении транспорта и пешеходов, особенно в центральных районах.
            В частности, организация современного городского движения представляет особые требования к размещению зданий административного и культурно-бытового назначения. Известно, что во многих городах проведены значительные работы по реконструкции улиц и площадей, а между тем затруднения для движения транспорта и пешеходов продолжаются увеличиваться.
           Большая концентрация зданий, притягивающих людские потоки, является главной причиной того, что в часы пик транспорт движется в центральных городских районах очень медленно, а в ряде крупных городов - не быстрее, чем пешеход. Часто это обстоятельство повышает количество несчастных случаев. Поэтому следует избегать при новом строительстве лишнего сосредоточия административно-общественных зданий в центральных районах городов.
         Организация пространства современного перекрестка или площади значительно сложнее, чем это было лет 15 тому назад. Теперь прекрасной площадью будет та, которая будет удобна для движения. Кроме того, характерным для старых городов было наличие многочисленных выездов из кварталов на основные магистрали, застройка углов перекрестков без учета видимости для водителей.
         Организация и безопасность движения не обеспечиваются многочисленными знаками, т.к. эти средства служат лишь для упорядочивания, а не для радикального решения вопросов городского движения. Новое содержание уличного движения требует новых методов его организации.
           Опыт организации движения в крупных городах показывает, что прямолинейность городских путей – одно из условий обеспечения скорости, удобства и безопасности движения. Поэтому в плане крупных городов вводят улицы – дна – метры, хорды и диагонали, особенно при наличии транзитного транспорта.
           Наибольший удельный вес транзитного а/транспорта наблюдается в малых городах, расположенных на трассах международных магистралей. Упорядочение условий пропуска транзитного движения достигается путем устройства полукольцевых магистралей.
            Быстрый рост территории городов и расселение значительного количества жителей в новых городских районах вызывает увеличения размеров движения всех видов транспорта.
            Перегрузка транспортом уличных магистралей осложняется  диспропорцией между новой современной сетью магистралей в застраиваемых районах и сложившимся за столетия узкими улицами в центре городов.
              Организация перевозок населения, всемерное повышение скорости сообщения и безопасности движения являются одними из главных задач градостроительства. В решении этих задач основой служит не столько расстояния, сколько вопрос времени, затрачиваемого жителями для преодоления этих расстояний.
         При интенсивном движении и принятом обычном цикле работы, светофоров транспорт вынужден останавливаться на перекрестке и простаивать Не считая потери времени, это вызывает перерасход топлива, дополнительный износ резины, тормозов и сцепления, а также дополнительные выбросы СО.
           Наблюдения показывают, что пропускная способность перекрестка почти прямо пропорциональна ширине проезжих частей пересекающихся улиц. Как и при расчете пропускных способностей проезжих частей улиц, перекрестки следует рассчитывать на полосы движения. При регулируемом движении пропускная способность перекрестка равна количеству беспрепятственно пропускаемых автомобилей по одной полосе движения при зеленом сигнале светофора.
            Независимо от размеров движения некоторая часть машин уменьшает скорость для поворотов, обязательно оказывая влияние на весь поток движения транспорта на улице. На перекрестках из-за  остановок и маневрирования средняя скорость движения транспорта также снижается.
             Когда размеры движения на пересекающихся улицах приближается к предельной пропускной способности перекрестка, очевидна необходимость реконструкции, в частности, устройства пересечения на разных уровнях. Однако это решит вопрос организации движения только для данного перекрестка, и окажется, что устройство одного пересечения не всегда улучшает движение на всей магистрали.
            Перекрестки, как и улицы, можно классифицировать по признакам, которые зависят:
  • от ширины пересекающихся улиц и количества  полос движения по проезжей части каждой из них;
  • от места расположения перекрестков в городе (в центре или периферийном районе);
  • от наличия трамвайного движения на перекрестке.
          И с учетом количества и соотношения разных видов транспорта, наличие остановок для пассажиров, кривых и левых поворотов и пешеходного движения, можно определить пропускную способность каждого перекрестка.
          Градостроительная практика показывает, что особое внимание должно быть уделено радиусам закрепления улиц на перекрестках и размещению угловых зданий. Построение для перекрестков треугольников видимости является обязательным мероприятием.
          В понятие удобств поездки для жителей города входят удобства подхода к остановке и безопасность посадки. Наибольшую опасность для  пассажиров представляет трамвай, т.к. посадка в вагоны в большинстве случаев происходит на проезжей части улицы.
          На главных трамвайных магистралях следует продуманно размещать места остановок троллейбусов и автобусов, не создавая затруднений для движения автотранспорта.
          Пассажиры, проезжающие в разных видах транспорта, условно занимают на проезжей части улицы различную площадь. Величина этой площади в м2 приходящуюся на одного пассажира при движении с фактическими скоростями, следующие:
  • Легковой автомобиль – 40м2
  • Автобус - 4,2м2
  • Троллейбус  - 3,9м2
  • Трамвай -3,3м2
Т.е. наиболее экономическими в этом смысле являются средства общественного транспорта.
         Большое интерес для градостроительства представляет определение скорости сообщения. Вопросы обеспечения надлежащей скорости сообщений должны иметь решающее значение в организации современного городского движения.
          Основными факторами в этом вопросе, кроме размеров движения и видов транспорта являются: трассы и продольные профили улиц; количество перекрестков и членение поверхностей улиц на составляющие элементы, а также размещение и характер застройки на углах перекрестков и организация въездов и выездов из кварталов на магистрали. Застройка перекрестков магазинами, театрами и другими административно – общественными зданиями нежелательно, т.к. вызывает большое скопление пешеходов.
          Возможно заранее определить расстояние и время на его преодоление, выразив это время показателем скорости. Оптимальные расчетные скорости движения должны быть для центра города 30 км/час, для окраинных районов 40 км/час, для улиц скоростного движения не ниже 60 км/час.
          Эти показатели должны быть одним из критериев оценки проекта планировки городской уличной сети. Повышению скорости движения, а значит и скорости сообщения способствуют:
  • разгрузка центра города путем устройства магистральных обходных и тангенциальных улиц;
  • выделение в уличной сети улиц скоростного движения транспорта;
  • сокращение количества перекрестков путем закрытия некоторых улиц и  укрупнение кварталов;
  • хорошее освещение улиц в вечернее и ночное время.
          Существенное значение для планировки городского движения имеет анализ существующего и прогноз развития будущего движения.
            Устройство пересечений потоков движения на разных уровнях особенно эффективно на основных городских магистралях, а также на пересечениях улиц радиального направления с кольцевыми. Вопросы пересечения перекрестков в двух уровнях важно заблаговременно предусмотреть, и резервировать достаточные площади для такого пересечения путем соответствующей застройки и размещения подземных сетей.
            Для решения проблемы повышения скоростей сообщения в городах, подвергающихся реконструкции, наметились 2 пути. Наиболее радикальный путь – прокладка новых улиц между очагами возникновения движения, другой путь – реконструкция старых улиц путем исправления их трасс и увеличения ширины.
          Пропускная способность улиц зависит прежде всего от плотности потока транспорта, но находится в прямой зависимости также от его скорости и достигает своей оптимальной величины при средней скорости 40— 45 км/ч. Поэтому уличному движению совершенно чужды как низкие, так и слишком высокие скорости. Исходя из этого следует организовать уличную сеть так, чтобы по крайней мере на важнейших    трассах    магистралей
             Для определения пропускной способности улицы проводится натурные измерения, путем наблюдений в определенные дни и часы, устанавливаемые заранее. Материалы этих наблюдений служат также для прогнозов будущего движения.
           При проведении съемок городского заражения с воздуха получаются объективные характеристики движения и стоянки транспорта на любой    транспортной    магистрали иди площади. На  обычных наземных способах определения условий движения вероятность ошибок значительно больше, а исправление их сложнее. Для подготовки и инструктажа по воздушной съемке требуется значительно меньше времени, чем для любого    способа    наземного учета движения.



Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0