Главная » Каталог статей » Введение в специальность » Городское строительство и хозяйство (ГСХ)

Распределение городской территории по видам использования
Введение  в  специальность
(городское строительство и хозяйство)

Конспект лекций
(по кафедре Городского строительства и экологической безопасности)

Распределение городской территории по видам использования.

    Территория города по видам использования делится на следующие основные зоны: промышленные, жилые, парковые, специальные, административные, учебного или спортивно-оздоровительного назначения, участки сооружений железных и автомобильных дорог и аэродромов, складские территории, санитарно-защитные зоны, а также территории коммунальных сооружений.
    Территории пригородных зон крупных городов практически также имеют целевое назначение для конкретного города. Весь земельный фонд городов и рабочих поселков России занимает около 5 млн. га. Особенностью градостроительства является полная возможность размещения отдельных зон города по планам их перспективного развития и комплекс создавать генеральные планы территориальной организации городов.
    Территориальное зонирование городов имеет в виду прежде всего удовлетворение потребностей населения в здоровых условиях жизни. Взаимное размещение отдельных зон исходит из условий создания наибольших удобств транспортного сообщения одних зон города с другими.
    Существуют следующие системы организации городской территории:
  • Система, при которой городская территория состоит из одного сплошного массива.
  • Система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных городских образований.
  • Система, при которой основному крупному городскому массиву сопутствует несколько значительно меньших городских образований находящихся от основного массива на близком расстоянии и связанных с ним общественно экономических и культурно бытовых отношений.
    Каждая система требует соответствующего зонирования территорий.
    Развитие крупного города в виде одного массива может быть ограничено отсутствием пригородных территорий. В этом случае неизбежным становится образование городов-спутников. Например, в проекте планировки Б. Лондона были предусмотрены и созданы 8 городов-спутников с общим населением более 400тыс. человек. В таких городах, например, Харлоу (39 км от Лондона с населением 80 тыс. человек). Запроектированы и построены одновременно с жильем пром. здания так называемых «гибких» цехов (в которых могут быть различные производства)
    Конфигурация планов городов в сильной системе зависит от естественных (природных) условий его территории. Расположение города вдоль реки (Волгоград), моря (Сочи), или между горными склонами (Тбилиси) заставляет развивать городскую территорию линейно ее длине.
    Система зонирования зависит в первую очередь от природных условий территории, а кроме того, от условий организации транспортной связи между элементами города.
    Транспортным связям принадлежит ведущая роль в решении вопроса о композиции плана города. Наличие городского и пригородного транспорта, сроки его сооружения, скорость сообщений могут решающим образом определить целесообразность того или иного планировочного приема в размещении зон.
    Особенно тщательнее исследования производится по оценке природных условий территорий с точки зрения градостроительных требований. Эта оценка позволяет определить активные или пассивные инженерные мероприятия при осуществлении градостроительных процессов и в конечном счете предопределяет экономичность принятого решения.
    В практике градостроительства сложилось определенное отношение к естественным условиям территории: максимальное использование имеющихся положительных качеств естественно сложившихся природных условий; активное их преобразование в целях благоустройства территории различного назначения. В частности, правильная оценка рельефа и понимание возможностей его использования гарантирует от многих ошибок в городском строительстве.
    Благоустройство рельефа города и приспособление его к инженерным, архитектурным и иным требованиям носит название вертикальной планировки. Основной задачей вертикальной планировки является  построение проектной поверхности городской территории для:
  • Застройки. Это определение участков с недопустимо крупными склонами, с рельефом, ограничивающем длину зданий, и локализация участков, не удобных для застройки по рельефу, определение наиболее важных для создания силуэта города точек рельефа;
  • Улиц (определение участков, не пригодных по рельефу для прокладки улиц) и установление наиболее выгодных трасс городских магистралей;
  • Организация поверхностного стока (это исследование водоразделов и тальвегов, выявление возможных трасс для коллекторов ливневой и хозяйственно-фикальной канализации).
    Вертикальная планировка осуществляется с наибольшим сохранением естественного рельефа и с наименьшим объемом земляных работ. Во всех случаях преобразования рельефа следует учитывать необходимость сохранения почвенного покрова для зеленого строительства.
    Благоустройство рельефа весьма разнообразно по приемам: искусственное создание рельефа при сплошной подсыпке территории, организация рельефа в условиях обваловывания затопляемой территории, вертикальная планировка при гористом рельефе и др.
    Практика градостроительства показывает, что почти нет территорий полностью не пригодных для городской застройки. Многие города развивают новое строительство на весьма неблагоприятных территориях, осуществляя предварительно мероприятия по их инженерной подготовки и благоустройству. С другой стороны, так же нет территорий, полностью пригодных для застройки в их естественном состоянии. Любые территории требуют осуществления  на них обязательных  элементов инженерной подготовки – вертикальной планировки и организации поверхностного водоотвода.
    Следует отметить, что города, расположенные на территории с резко выраженным пересеченным рельефом, всегда имеют крайне изменчивые термические и ветровые условия. Проветривание улиц в этих условиях становится сложным, что учитывается при сооружении трасс.
    Наиболее жесткие условия предъявляются к рельефу территорий, отводимых для промышленности и ж/д транспорта, требующих минимальных уклонов поверхности. На второе место следует отнести жилые районы, которые хотя и могут расположится на территории со значительными уклонами, но уличная сеть вынуждена приспосабливаться к рельефу при вынужденной организации микрорайонов и кварталов. На третьем месте следует отнести территории, предназначенных для рекреационных зон, т.к. они несравненно более свободны в выборе рельефа, пересеченность которого умелом использовании улучшает общее впечатление от ландшафта.
    Вертикальная планировка необходима для взаимного расположения по высоте отдельных зданий, сооружений и подземных сетей. С помощью вертикальной планировки можно создать наиболее выразительный силуэт застройки районов.
    Застройка городов угольных и нефтяных районов должна учитывать условия размещения строительства на территориях, где залегают полезные ископаемые. Города, расположенные в районе высокой сейсмичности, требуют проведения городского  строительства с учетом условий сейсмичности зданий и сооружений.
    При застройке в районах, где наблюдаются карстовые явления, нельзя не учитывать границы действующего карста с те, чтобы заблаговременно исключить опасные зоны из участков, подлежащих застройки. В условиях овражных территорий определяются мероприятия по борьбе с развитием оврагов и по их градостроительному использованию – устройство прудов, садов и т.д.
    Всегда следует учитывать необходимость проведения агролесомелиоративных мероприятий на заболоченных территориях, в радиусе не менее 3км от жилья. Это необходимо для борьбы с возможными очагами инфекционных заболеваний (например, малярии)
    Особенно сложны мероприятия по борьбе с оползневыми явлениям, представляющими собой медленное перемещение (скольжение) земляных масс под влиянием поверхностных и подземных вод. Эти явления характерны главным образом для городов, расположенных на берегах рек и морей (например Сочи)
    Под влиянием оползней происходит разрыв водопроводных канализаций и других сетей, повреждение дорог и разрушение фундаментов, а затем самих зданий, мостов, набережных. Оползневые явления крупного масштаба (часто совершающиеся внезапно) вызывают деформации различных сооружений, находящихся в сфере действия оползня.
    Для городов, расположенных в горных районах страны, характерны сели (грязевые потоки), обладающие большой разрушительной силой. Масса селевых потоков состоит из воды, большого количества рыхлообмолоченных материалов, различной величины валунов, обломков, деревьев.
    Наиболее опасны по своему разрушительному действию высокогорные сели. В образовании этих селей участвует лед, снег, дожди и ливни, выпадающие в горах и создающие мощные потоки, захватывающие на своём пути щебень и крупные камни. Мероприятия по борьбе с селевыми потоками всегда требую крупных затрат, т.к. носят комплексный характер.
    Важную роль в городском строительстве играет исчерпывающая технико-экономическая оценка территории для застройки. Характеристика территории обязательно должна включить не только инженерную оценку территории, но и стоимость мероприятий по инженерной подготовке (вертикальна планировка, понижение уровня грунтовых вод, устройство новых улиц, организация транспорта и т.д.)
    Для разных территорий одного города могут быть различные технико-экономические характеристики. Поэтому вертикальное решение выбора территорий для застройки совершенно обязательно и имеет исключительно большое значение в условиях массовой застройки.
    В интересах города всегда желательно наиболее компактное расположение жилых и промышленных территорий; это уменьшает общее расходы на освоение городской территории.
    Крупные промышленные предприятия, отличающиеся большим грузооборотом и развитым и развитым внутризаводским транспортом, а также имеющие производственные вредности, желательно выделять в отдельные зоны. Эти  предприятия должны отделять друг от друга и от жилых районов города надлежащими санитарно-защитными разрывами. Также предприятия следует располагать с подветренной стороны относительно жилых районов.
    В нашей стране существуют обязательные нормы ширины С33 между промышленными объектами и жилыми зонами. Эти нормативы устанавливают 5 классов вредности промышленных предприятий, которым соответствует ширина С33. Органы санэпидемнадзора устанавливают на основании обследования на месте степень вредности предприятий.
    Зона размещения устройств внешнего транспорта также является практически производственной зоной. При размещении ее в плане города должны быть применены те же приёмы, что и при  выборе территории для промышленных предприятий.
    Здесь также должны быть предусмотрены санитарно-защитные разрывы между зонами транспортных устройств и жилыми домами, причем ширина этих разрывов определяется интенсивностью транспортных операций создаваемых ими санитарно-гигиенических вредностей. К этим вредностям в первую очередь следует отнести шум, возникающий от работы транспорта.
    Для правильного размещения транспортных устройств необходимо учесть грузооборот и пассажирооборот города в целом, размещение предприятий и складских территорий, а также систему уличной сети.
    Ж/д станции, депо, мастерские и другие сооружения, а также полотно ж/д путей на территории города размещаются в полном соответствии с правилами и тех.данными Минтранса РФ на специально разработанных проектов.
В городах, расположенных на берегах водоемов (морей, озер, рек) существенное значение в общей структуре городского плана имеют устройства для водного транспорта – морские и речные порты.
    В планировке портового города необходимо возможно большее разделение пассажирских и грузовых потоков, связанных с портом; должны быть улицы, ведущие из города в пассажирский и грузовой районы города.
    Общие размеры территории порта и его отдельных частей определяются специальными расчетами, исходящими из его годового грузооборота, пассажирооборота, видов перерабатываемых грузов, длительности навигационного периода и размеров судов.
    Автомобильные и железные дороги, пересекающие города на насыпях и эстакадах, желательно устраивать среди широких полос зелени, с параллельно идущими городскими улицами.
    При проектирование городов следует предусматривать архитектурно-художественные оформление въездов в город у ж/д вокзалов, пристаней, аэропортов и на автомагистралях. Решение въездов в город должно учитывать значение первого впечатления, производимого на человека, в силу чего на улицах-въездах устраивают сооружения характерны для каждого города архитектурных формах. Перед вокзалами  и пристанями устраивают площади скверы с хорошо продуманной организацией транспортного и пешеходного движения.
    Размер территорий, занятых под жилые районы, целиком зависит от плотности населения, которые определяются принятым % застройки, этажность жилых зданий, размещение обслуживающих учреждений
    Кварталы административных учреждений, имеющих федеральное, региональное, общегородское или районное значение, обычно размещаются на специальных территориях. Как правило эти кварталы и отдельные здания располагаются в центральной части города, в комплексе со зданиями основных культурных учреждений и зданиями торговых предприятий. Они образуют общественный центр города с одной или несколькими площадями, соединенными между собой главной улицей.
    До 20% общей площади города занимают городские улицы, которые связывают между собой отдельные зоны города. При построение принципиальной сети магистралей исходят в первую очередь из требований удобств транспортных сообщений. Принципиальная сеть магистралей должна быть построена исходя из двух главных положений: максимальной взаимодоступности отдельных зон города и максимальной доступности сосредоточенной трудового тяготения (предприятия с большим количеством работников).
    Сеть магистралей, построенная только по транспортному критерию, может не соответствовать архитектурным требованиям планировки, если она не подчеркивает и не открывает нужных видов точек.
    Земельные насаждения должны представлять собой единую систему, связанную функциональными и архитектурными признаками. Территории, занятые земельными насаждениями, входят в состав каждой из основных зон города. В составе жилой зоны находятся сады, парки и скверы; в пром.зону входит озеленение самих пром. площадок. В пригородной зоне располагается загородные парки и лесопарки. Такая расчлененность зеленых территорий является до известной  степени условной и не дает оснований рассматривать зеленые массивы города как разобщенные элементы.
    Всегда желательно центральное расположение крупных зеленых массивов в лане города и глубокий ввод их в жилые районов. Размещение зеленых массивов в плане города должно решаться с учетом естественных условий территории, отводимой для города. Территории, не удобные для застройки в жилой зоне, должны быть, как правило, заняты зелеными насаждениями. При этом надо иметь ввиду, что санитарно-гигиенические эффект в улучшении микроклиматического режима города весьма невелик при расположении зелени в пониженных частях городской территории. Поэтому озеленение оврагов, поймы рек не обеспечивают наилучшего решения задачи озеленения города. Значительно больший эффект имеет размещение зелени на холмах, крутых и приподнятых над городом склонах трасс и т.д.
    При всех обстоятельствах очень желательно непрерывность зеленых полос, которые должны проходить из крупных пригородных массивов в глубь города, обеспечивая связь системы городских садов и бульваров с загородными парками и лесопарками.
    Для отдыха населения в пригородной зоне выделяются территории, на которых создаются детские оздоровительные лагеря, летние дачи для детских садов, санитарно-лесные школы для детей и дачные поселки. Для кратковременного отдыха служат территории, выделяются для организации пляжей, станции водного спорта, лыжных станций и спортиво-охотных баз. Кроме того, должны быть предусмотрены территории для размещения учреждений смешанного и кратковременного отдыха, загородные гостиницы-пансионаты и палаточные лагеря, мотели и кемпинги, продолжительность пребывания в которых представлена выбору самих отдыхающих.
    В пределах пригородной зоны могут размещаться также отдельные элементы транспортного узла города (с сортировочными и техническими функциями) предприятия и хозяйства, имеющие самостоятельное градообразующие значение и связные с наличием в зоне сырьевых ресурсов и пр.
    Конфигурация пригородной зоны определят прежде всего удобствами транспортной связи города с отдельными хозяйствами, использующими территории этой зоны, рациональным размещением в ней отдельных хозяйств, топографии местности  составом земляных угодий. Поэтому пригородную зону нельзя определить в виде круга, механически намечаемого по задорному радиусу.
    Между городом и местами массового отдыха населения следует предусматривать устройство новых и улучшение существующих дорог, ведущих к местам отдыха, их благоустройство, а также организацию быстроходного транспорта в направлении к местам кратковременного отдыха, рассчитанного на возможность обслуживания максимальных пассажиропотоков.(линии трамвая, троллейбусы, метрополитен, монорельсовые дороги)
    Постепенное освоение отдельных зон городской территории осуществляется с таким расчетом, чтобы все вступающие в эксплуатацию здания и сооружения были полностью обеспечены предусмотренными видами благоустройства. В процессе строительства надлежит определить порядок производства работ по сооружениям технического оборудования города (инженерной подготовке территории, сети магистралей и улиц, транспортной связи, санитарно-технических устройствам и т.д.)
    В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон имеет следующие основные цели:
  • Вынос из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья горожан, а также крупных складов и подъездных ж/д линий.
  • Перестройка мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми зданиями, путём создания на их месте благоустроенной жилой зоны совершенного типа.
  • Увеличение площади зеленых нахождений путем создания новых парков, скверов бульваров.
  • Расширение магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией ненужных для движения тупиков и переулков.
  • Реконструкция общегородского центра.
  • Реконструкция ж/д узла с выносом из пределов города сортировочных и технических станций.
  • Реставрация памятников старины и архитектуры.


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0