Главная » Каталог статей » Введение в специальность » Городское строительство и хозяйство (ГСХ)

Городские пути сообщения
Введение  в  специальность
(городское строительство и хозяйство)

Конспект лекций
(по кафедре Городского строительства и экологической безопасности)

Городские пути сообщения.

          Все составные элементы города должны быть объединены развитой системой взаимных сообщений. Зонирование территории города предопределяет развитие сети улиц, площадей и перекрестков, а также размещение мостов, путепроводов и туннелей. Каждая улица служит дорогой с одной или несколькими проезжими частями, которые могут быть разделены озеленением.
         Система улиц города после их застройки по направлениям, длине и ширине улиц неизменной на продолжительный срок, измеряемый веками. Исторически сеть улиц в большинстве старых, ныне реконструируемых городов нашей страны складывалась постепенно в процессе роста и застройки городской территории. Характерным признаком улиц старых городов является обилие перекрестков на них.
          Практика градостроительства показывает, что необходима четкая классификация улиц по их назначению. Размеры и скорость движения транспорта являются главными факторами при определении категории городской улицы; они определяют ее направление, общую ширину, ширину проезжей части, т.е. городской дороги.
         Наиболее ответственные функции в системе города выполняют магистральные улицы, по которым осуществляется движение общегородского значения, в частности между районами города. Эти улицы характеризуются интенсивным автомобильным, троллейбусным движением.
          Улицы первостепенного транспортного значения образуют в плане города четко выраженную систему главных магистралей. Устанавливая ширину главных  магистралей, нужно учитывать, что для интенсивности и безопасности движения большое значение имеет кроме ширины улиц частота перекрестков на них. Поэтому на главных магистралях для повышения скорости движения транспорта расстояния между перекрестками должны быть как можно большими.

План улиц старого А и современного Б города. 
План улиц старого А и современного Б города.


          При трассировании главных магистралей необходимо стремится к комфорту (покоя) жителей. Это условие может быть соблюдено путем максимального удаления проезжей части улицы от зданий.  При необходимости пропуска по магистральным улицам трамвая его пути желательно размещать в озелененной полосе.
          Разновидностью улиц районного значения являются улицы промышленных и складских районов, по которым осуществляется транспортная связь отдельных промышленных предприятий и складов с городской уличной сетью.
          Жилые улицы с местным движением служат для транспортной и пешеходной связи микрорайонов, кварталов и отдельных групп зданий с магистралями и характеризуются отсутствием движения коммунального транспорта. Такие улицы могут иметь в плане извилистое направление, особенно при сложном рельефе территории . Большое интерес представляют улицы, предназначенные только для пешеходов. Движение транспорта на них изменяется исключительно для подвоза товаров; эти улицы не пересекают магистралей движения.
         Большое значение приобретает городские автомагистрали для связи с внегородскими дорогами. Улицу скоростного движения следует понимать как путь с ограниченным количеством примыканий к нему обычных магистральных улиц, не имеющих пересечений с другими улицами в одном уровне, без левых поворотов транспорта и без пешеходов. При застройке улицы городского движения въезды в кварталы устраивают с параллельных улиц. Пропуск с повышенной скоростью массовых потоков автотранспорта по улицам скоростного движения возможен благодаря пересечениям с другими улицами в разных уровнях.
          Улицы скоростного движения устраиваются иногда в открытых выемках, ниже окружающей застройки, а иногда на стальных или ж/б эстакадах. При осуществлении движения в разных уровнях следует учитывать, что длинные туннели пригодны для автотранспорта только при наличии их вентиляции. При этом надо иметь ввиду, что стоимость эстакад в большинстве случаев меньше, чем туннелей.
          Простейший случай применения эстакады это развязка на перекрестке в двух уровнях. Следующим этапом в этом направлении  является устройство эстакад вдоль улицы на большом протяжении.
          Улицы  скоростного движения всегда желательны в больших, особенно вытянутых в плане, городах. При развитии городского движения необходима заблаговременно проектировать системы скоростного движения с установлением трасс. Устройство таких улиц возможно при наличии свободных от застройки резервных территорий по трассам таких улиц и будущих пересечений с поперечными улицами в разных уровнях.
          Разновидностью городских путей сообщения являются устраиваемые в отдельных случаях парковые дороги прогулочного назначения для автомобильного, велосипедного и пешеходного движения. Они размещаются в наиболее живописных местах, на них устраиваются видовые площадки с автостоянками.
          Улицы-въезды, служащие продолжением внегородских дорог, устраивают с обильным озеленением. Они должны быть не только каналом для движения транспорта, но и проводником чистого воздуха из пригородной зоны. На внегородских магистральных дорогах при подходе к городу устраивают развязки движения ( иногда довольно сложной формы). В местах примыкания внегородской дороги к городу на улице въезде обычно создается площадь, предназначенная для движения транзитного и местного транспорта. Кроме того, могут быть размещены гостиницы (мотели), станции техобслуживания, пост ГАИ и др.
          Во многих крупных городах мира сооружены кольцевые дороги вокруг города, цель которых разгрузить городскую сеть улиц ( особенно центр) от транзитного транспорта. По кольцевой дороге могут осуществляться между собой транспортные связи промышленных предприятий, расположенных на территории города. Кольцевые дороги соединяются с диаметральными магистралями города и с улицами скоростного движения. Все пересечения с магистралями осуществляются в разных уровнях.
          Улицы состоят из элементов: проезжей части, тротуара, зеленых насаждений, иногда трамвайных путей. Магистральные улицы должны иметь в своих границах автостоянки и оборудование остановки общественного транспорта.
          Пропускная способность одной полосы проезжей части ( 3 – 3,5 м ) составляет в обычных условиях: для легковых автомобилей 500 – 600 а/машин в час, для грузовых – 250 – 300, для автобусов до 120 и для троллейбусов 60 – 90 экипажей в час. При устройстве на перекрестках пересечений в различных уровнях пропускная способность может увеличиться в 2 раза.
          Наземное оборудование улиц включает дорожные покрытия проезжей части, имеющие оп краям бордюры, покрытия тротуаров, мачты для освещения и для крепления проводов трамвая и троллейбуса, сигнальные указатели для движения транспорта и пешеходов, люки для подземных сетей, решетки для деревьев, урны, мусоросборники и торговые киоски. Под улицами прокладываются подземные сети.
           При трассировании улиц необходимо считаться с проветриванием города; для проветривания важно направление улиц относительно господствующих ветров. В южных городах с высокими летними температурами (особенно при расположении города в низине) часть улиц желательно трассировать по линии господствующих ветров. В приморских городах для проникновения морских бризов трассировка улиц должна учитывать местные ветровые условия.
          В современных условиях прямолинейная трассировка улиц необходима для безопасного движения потоков транспорта. Хорошая видимость для водителей должна быть обеспечена не только прямолинейностью трассы, но и отсутствием резких переломов в ее продольном профиле. Криволинейные улицы ( если она необходимы ) проектируют с большим радиусом. Длинные слишком прямые улицы производят неблагоприятное впечатление, если в плане их застройки не предусмотрены разрывы, например, в виде скверов.
         Улицам придают продольные уклоны в соответствии с естественным уклоном местности, однако, в пределах норм, обеспечивающих удобное и безопасное движение транспорта. Продольные уклоны необходимы для сбора и отведения дождевых и талых вод. Вода из лотков проезжей части сбрасывается через дождеприемные колодцы в трубы водосточной сети.
          Увеличение пропускной способности улиц, кроме расширения проезжей части, достигается переносом части движения на параллельные улицы, переносом стоянок транспорта за пределы проезжей части, устройством наземных переходов, реконструкцией перекрестков и площадей для пересечений в разных уровнях.
         Полоса улицы и площади, отводимая под тротуар, используется не только для пешеходного движения. Необходимость установки на ней фонарных колонн, мачт трамвая и троллейбуса и т.д. заставляет предусмотреть определенный запас в ширине тротуара, соответствующий габариту и наименьшему расстоянию края колонны или мачты от лотка проезжей части. Местные уширения тротуаров в пунктах скопления пешеходов осуществляется за счет размещения зданий с отступов внутрь кварталов или участков.
           При устройстве тротуаров на новых улицах предусматривают возможность их расширения за счет запасных полос, обычно газонов.
          При расположении города на берегу моря, реки или озера большое значение приобретают улицы на набережных. Красная линия застройки вдоль берегов наносится в зависимости от линий регулирования берега с оставление необходимого разрыва для движения транспорта и пешеходов, а также озеленения набережных. Линии регулирования разных берегов реки должны быть по возможности параллельны.
             Для затопляемых паводками участков береговой полосы должны быть предусмотрены не только линии регулирования в плане, но и их вертикальная планировка в зависимости от выбранного назначения набережной и условий непотопляемости берегов при проходе паводковых вод. Необходимо учитывать, что уклон зеркала воды в реке в большинстве случаев незначителен и ему обычно соответствует продольный уклон проезжей части по набережной.
            Устройство набережной определяется архитектурно – планировочными соображениями и местными условиями. Расположение на набережных сходов – причалов, предназначенных как для пассажирских и грузовых судов, так и для лодочных пристаней, намечается в зависимости от интенсивности движения внутригородского речного транспорта. Стенки набережных проектируют на естественном и искусственном основании (сваи, колоны ) различных конструкций:
- массивные стенки из бутовой или бетонной кладки или бетонные конструктивно- армированные стенки;
- ж/б уголковые и контрфорсные стенки (контрфорс – перпендикулярный кстенке здания или сооружения выступ, устраиваемый для увеличения прочности и устойчивости).
            Архитектурный облик стенки обычно не меняется в пределах данного участка набережной. Однако конструкции отдельных секций такого участка набережной могут отличаться одна от другой на шину основания и конструктивной формы стенки.
Улицы, трассируемые по набережным, имеющие застройку, с одной стороны, обычно используют как место для прогулок жителей города вдоль реки или моря.
           Городские мосты являются продолжением улиц. Архитектурное оформление городских мостов увязывается с архитектурой окружающих зданий и сооружений.
         Мосты через широкие и многоводные реки в больших городах строят на трассе магистральных улиц, пересекающих реку. Если улица пересекает небольшую реку, то ширину моста назначают равной ширине улицы. На широкой реке мост имеет большую длину, и ширина проезжей части моста может быть принята меньше ширины проезжей части примыкающей к нему улицы, т.к. на мосту  не допускается остановка автомобилей, ширина его может быть уменьшена по сравнению с улицей за счет полос остановки и стоянки общественного транспорта автомашин.
           Необходимость в сооружении моста в городах возникает в тех случаях, когда город располагается на обоих берегах реки или же в том случае, когда она находится на одном берегу реки, но требует связи с  тяготеющими к нему предприятиями, населенными пунктами или пригородными регионами, расположенными на другом берегу.
           В городах, расположенных на реках, имеющих относительно небольшую ширину, может быть запроектировано насколько мостовых переходов через небольшие реки в городах должно быть подчинено трассируемых реконструируемых или вновь проектируемых улиц города. Большие затраты на сооружение мостов через рунные реки часто ограничивают их число в городе до одного.
          Мост в городе является, с одной стороны, крупным инженерным сооружением, с другой, элементом сети городских магистралей и важным звеном в системе городских сообщений. Соответственно и факторы, влияющие на выбор трассы мостового перехода через крупную реку, можно разделить на инженерные, планировочные и транспортные. Лишь комплексное решение этих вопросов приводит к правильному выбору трасс мостового перехода в плане города. Взамен мостов по местным условиям и особым соображениям сооружаются туннели.
          Несколько слов о городских площадях. Наибольшее значение в системе города имеют центральные площади общегородского значения, на которых находятся здания административных учреждений. В крупных городах часто имеют места площади в жилых районах, объединяющих систему микрорайонов. Характерны для городов площади перед театрами, вокзалами, стадионами, парками и  крупными промышленными предприятиями.
           Каждая площадь имеет свою основную функцию и роль в городе. Поэтому всегда можно отнести рассматриваемую площадь к той или иной категории при решении вопросов застройки и организации движения транспорта и пешеходов.
Выбор типа дорожного покрытия улиц и площадей и его основания, также величины продольных уклонов и размещение остановок и стоянки предопределяют вид транспорта и размеры движения.
            Для выбора конструкций дорожной одежды улицы или площади необходимо представление об их категории, перспективах развития движения, а также состоянии подземных сетей и предполагаемых новых прокладках. Конструкция дородного покрытия должна выбираться исходя из условий однотипности покрытия при разнообразных основаниях.
             Основными причинами преждевременного разрушения дорожных одежд и тротуаров являются: несоответствие их конструкций действующим нагрузкам от транспорта; отсутствие надлежащих водостоков, низкое качество материалов и работ при постройке, несвоевременное проведение ремонтных практических работ и др.
            При этом, конструкцию дорожной одежды при смешанном движении безрельсового транспорта следует рассчитывать на наиболее тяжелые виды транспорта, характерные для движения на проектируемой улице. Такими видами транспорта  являются троллейбусы и автобусы – для общегородских и районных магистралей, тяжелые грузовые а/машины – для улиц грузового движения, автомобили среднего тоннажа – для жилых улиц и т.д.
           Покрытия проезжей части улиц, устраиваемые из штучных камней называются соответственно булыжными, брусчатыми и мозаиковыми мостовыми. При этом, возможность многократного использования камней мостовых является достоинством, которое не всегда оценивается при сравнении стоимости различных типов покрытий.
            Асфальтобетонными называют покрытия, изготовленное из специально подобранных в определенной пропорции смесей щебня ( или гравия), песка, тонкоразмолотого минерального порошка и вяжущего материала – битума. Асфальтобетон укладывается в один или два слоя на изготовленное основание.
            Для основных транспортных магистралей города, применяются только двухслойные асфальтобетонные покрытия, т.к. однослойные требуют частого ремонта. Укладывание смеси требует обязательного уплотнения укаткой, трамбованием или вибрированием
           Наибольшее распространение для главных магистралей городов получили асфальтобетонные покрытия на цементно-бетонных основаниях. Большой интерес представляет применение цветных бетонов для дорожных плит путем добавки в бетонную смесь красителей. Часто цветные бетоны применяются для устройства пешеходных переходов и разделительных полос ( вместо битумов используют бесцветную кумароновую смолу).
            При использовании заболоченных территорий для городской застройки в первую очередь возникает необходимость строительства дорог. Прокладка улиц с капитальными покрытиями, подземными коммуникациями, озеленением и прочими элементами благоустройства в этих условиях является сложной задачей.
            Конструкция типа свайной эстакады, верхнее строение которой состоит из плит корытного профиля, служащих несущей частью покрытия наиболее полно отвечает требованиям, предъявленным к городским магистралям в условиях заболоченных территорий  и торфяных грунтов. Стабильная устойчивость покрытия, долговечность конструкции, возможность использования эстакады. Для размещения элементов благоустройства улицы обеспечивают комплексное благоустройство городской улицы независимо от почвенно-геологических условий.
             Тротуары городских улиц сооружаются из плит асфальтовых смесей, цементно-бетонных плит.
              Строительство городской улицы осуществляется по специальному проекту. Однако проектирование и строительство неразрывно связано с подземным и наземным оборудованием улиц, организацией движения пешеходов и транспорта, застройкой, что составляет единый градостроительный комплекс. Поэтому строительство улицы представляет собой совокупное строительство сооружения дороги и водоотводящих сооружений, подземных сетей под улицей, освещения, озеленения, транспортного оборудования и застройки.



Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar