Результаты анкетирования образа жизни у студентов первого и второго курса
О.Е. Чайковская
Московский государственный строительный университет
Московский государственный строительный университет
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСА
В вузе обучение характеризуется различными формами, основными являются: лекции, практические и лабораторные занятия, зачеты, экзамены, производственная практика и др.Каждая из этих форм откладывает свой негативный отпечаток на состояние здоровья студентов: усложненная учебная нагрузка, высокое психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации.
Целью нашего исследования являлось изучение отношения студентов к физической культуре, какими видами спорта и физическими упражнениями хотели бы они заниматься, как выражается их усталость в течение учебного дня, наличие вредных привычек.
Было проведено анонимное анкетирование 146 студентов 1-2 курсов МГСУ.
Первый вопрос был об оценке состояния здоровья: 29% - студентов ответили, что они считают себя практически здоровыми, 53% - состояние их здоровья удовлетворительное, 12% - студентов считают, что им необходимо лечение, 6% студентов затруднились ответить.
Указанные показатели говорят о том, что студенты следят за своим здоровьем и могут его оценивать.
Ответы на вопросы, касающиеся труда и отдыха, показали, что на ежедневные учебные занятия в вузе и дома студенты затрачивают: до 9 часов – 15 %, до 10 часов - 48% , более 10 часов 37%.
Эти результаты говорят о том, что у студентов перегружена учебная программа.
На сон большинство студентов отводят мало времени, хотя мы знаем, что сон у них должен составлять 7-8 часов. По данным опроса, было выявлено, что сон меньше 7 часов был у 63% студентов. Недостаточная продолжительность сна, выявленная более чем у половины опрошенных студентов, свидетельствует о том, что у них полностью силы к следующему дню не восстанавливаются.
На свежем воздухе в течение дня находятся: до 2-х часов – 53,9%, а в выходные до 4-х часов – 46,1% студентов.
На вопрос «Испытываете ли вы утомление»: 12% студентов ответили - да довольно быстро, 74% - да, но только после длительной и напряженной работы, 14% испытывают утомление редко.
У большинства студентов утомление выражается в общей усталости - 73%, усталость глаз – 17%, головная боль – 5% и у 5% - усталость выражается в нервном напряжении. Все эти факторы могут привести к снижению умственной и физической работоспособности, возникновению и обострению заболеваний.
Как известно, для нормализации функционального состояния организма необходимо регулярно выполнять физические упражнения, которые повышают компенсаторные возможности человека.
Ответы на вопросы, касающиеся занятий физической культурой были следующими: 49% студентов занимаются физической культурой 2 раза в неделю помимо занятий в вузе, 28% студентов занимается 3-4 раза в неделю, 4% студентов занимаются ежедневно, 19% студентов не занимаются дополнительно к учебным занятиям.
Формы физических упражнений, которые используют студенты при занятиях следующие: утренней гигиенической гимнастикой занимаются - 9% студентов, 28% - выбирают спортивные игры, лечебной физической культурой занимаются - 6% студентов, 14% студентов занимаются плаванием, 8% - посещают тренажерные залы, 3% занимаются туризмом и ходят в походы, 32% студентов не занимаются физической культурой.
О вредных привычках, которые негативно влияют на состояние здоровья человека известно многим студентам.
Анкетный опрос показал что около 6% студентов регулярно (не реже одного раза в неделю) употребляют алкоголь, изредка – 64%, курят по одной пачке в день – 19,3% опрошенных студентов.
Таким образом, в результате анкетирования было выявлены, следующие факторы, способствующие возникновению и обострению заболеваний, которые связаны в первую очередь с спецификой обучения студентов в вузе. К таким факторам относятся: высокая и сложная загруженность студентов учебными программами, недостаточная физическая активность и непонимание ее роли в укреплении их здоровья, психоэмоциональное перенапряжение, нарушение сна, вредные привычки, которые вызывают быстрое утомление и приводят к обострению заболеваний.
Анкетирование также показало, что студенты младших курсов не владеют повышением компенсаторных возможностей организма, а также не рассматривают физическую активность как средство реабилитации организма после учебы.
Для повышения значимости физической культуры в вузе необходимо преподавателям в процессе бесед и методико-практических занятий освещать вопросы реабилитации с помощью физической активности, объясняя, что физическая культура не только укрепляет здоровье, но является профилактикой заболеваний.