Информационно-аналитическая система оценки качества образовательной деятельности по дисциплине «Физическая культура»
И.С. Сырвачева, С.Н. Зуев
Российская таможенная академия
В.А. Сырвачев
Дальневосточный государственный технический университет
Российская таможенная академия
В.А. Сырвачев
Дальневосточный государственный технический университет
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Повышение эффективности и качества управления образовательной и воспитательной деятельностью с применением современных технологий обучения студентов является задачей государственной важности в системе образования Российской Федерации.Решение этой задачи связано с разработкой методологических основ гуманизации учебного процесса, усилением его образовательной направленности, индивидуальной ориентированности и преодолением дискретности учебного процесса, повышеием профессиональной компетентности преподавательского
корпуса.
С введением новых квалификационных требований все большую актуальность приобретают вопросы методологии и квалиметрии эффективности применения прогрессивных технологий обучения (проблемно-модульного и опережающего, и рейтингового метода оценки), вопросы прогнозирования и перспективного планирования, а также оптимального управления качеством образования. Технологизация учебного процесса связана с совершенствованием образовательных программ, адаптируя их к реальным условиям обучения и фактическому уровню физического здоровья, психофизической подготовленности, физической активности, потребностей, мотивов и интересов студентов, с информатизацией педагогического процесса на основе использования компьютерных технологий [5,7].
Управление качеством образовательной деятельности в высшей школе, в том числе в области физической культуры, необходимо ориентировать на Концепцию всеобщего управления качеством (Total Quality Management), обеспечивающую государственное регулирование и ответственность за соблюдение требований и правил в области стандартизации, метрологии и сертификации учебного процесса. [5,6,7].
Разработанная и апробированная нами методика квалиметрии образовательной деятельности в области физической культуры (ОДФК) вуза включала модифицированные компьютерные системы с использование алгоритмов в виде интегральных системных качеств обучаемого с обоснованным стандартным заключением о степени профессиональной психофизической пригодности выпускника. [4,5]:
1. «Диагностика»- АРМ преподавателя кафедры «Физическая культура»;
2. «Квалиметрия» - Программа оценки качества образовательной деятельности вуза в области физической культуры;
3. «Тестирование» - программа компьютерного тестирования знаний по дисциплине «Физическая культура».
Автоматизированная система ОДФК «Диагностика» представляет собой комплексный измеритель разнообразных характеристик. Интерфейс программы администрирования базы данных построен с применением стандартных элементов управления Windows с подписями на русском языке, что упрощает адаптацию пользователя к системе. Под интерфейсом понимается визуальная часть программы, позволяющая пользователю вводить в программу необходимые данные и считывать с неё информацию в удобном формате [6]. Взаимодействие пользователя с системой организовано через отдельные диалоговые окна, причем каждое окно отражает законченную подсистему базы данных.
В каждом диалоговом окне для просмотра данных, их правки, а также добавления и удаления из базы данных применяются так называемые полосы навигаторов - специальный набор кнопок с графическими пиктограммами на них, нажатие на которые приводит к определенным действиям. Пиктограммы упрощают процесс взаимодействия с системой, информацию о назначении каждой кнопки можно получить обычным для Windows способом - каждая кнопка имеет подсказку по её назначению (рис. 1) Измеряются показатели физического развития (длины и массы тела, жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, кистевой динамометрии), а также данные функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД, время восстановления ЧСС после стандартной физиологической пробы Мартине с 20-ю приседаниями или пробы Вальсальвы); высчитываются индексы по отношению массы тела к росту (ИНД-1); ЖЕЛ к массе тела (ИНД-2); окружности грудной клетки и ростом (ИНД-3); силовой индекс (ИНД-4). Измеряется и оценивается
также физическая подготовленность (рис. 2).
По методике [7], где используется измерительная шкала порядка с одной реперной точкой, а представление мнений экспертов по каждому из критериев при сопоставлении с требуемыми показателями (нормами, тестами) осуществляется посредством буквенных обозначений уровней готовности: В – выше нормы, С – соответствует норме, Н – ниже нормы, можно значение каждого критерия качества подготовки специалиста (их 4) представить в сопоставимом оценочном виде.

Рис. 1. Меню базы данных.

Рис. 2. Оценка уровня здоровья и психофизической подготовленности студента по годам обучения.
Одним из компонентов ОДФК, на наш взгляд, не менее важным, является оценка валеологической образованности студента, согласно требованиям государственного образовательного стандарта и учебной программе. В программе «Тестирование» при выполнении действий (ответы на вопросы, составленные по программе отдельно для младших и старших курсов) фиксируются все моменты этого процесса, результаты сохраняются в базе данных и могут быть применены для оценки результатов, корректуры знаний студентов и формирования задания на самостоятельную подготовку.
Оценку качества образовательной и воспитательной деятельности кафедры или вуза в области физической культуры, студентов и ППС, можно произвести с помощью разработанной нами третьей компьютерной программы «Квалиметрия» (рис.3).

Рис. 3. Квалиметрия образовательной деятельности ОДФК.
Программа предусматривает:
– сохранение полученных результатов в специальной базе данных, их систематизацию в зависимости от различных признаков (учебного заведения, возраста, пола, даты обследования, уровня здоровья, количественного значения каждого из вводимых показателей, весовые коэффициенты и др. показатели);
– выполнения отчетов по предварительно выбранным группам;
– статистическую обработку данных по общепринятым методам математической статистики;
– представления индивидуальных (в зависимости от уровня здоровья, возраста, пола) рекомендаций по двигательной активности, включающие средства физического воспитания, дозировку и оптимальный пульсовой режим;
– вывод на печать проведенного исследования по экранным формам.
Все денные сохраняются в базе Access. База Access выбрана как самая простая и удобная для использования других приложений MS Office пакета (можно сбрасывать в Word, Excel), в принципе можно данные сохранять и в любой другой базе данных.
Сравнение полученных результатов с модельными характеристиками профессиональной психофизической готовности выпускников в зависимости от профиля образовательного учреждения позволяют целенаправленно управлять процессом обучения и воспитания.
Таким образом, для повышения качества профессионального обучения и образованности в области физической культуры и спорта, организации системы менеджмента в подготовке высококвалифицированных специалистов необходим мониторинг состояния здоровья и психофизической подготовленности, начиная с начала и до конца обучения. Применение автоматизированных систем позволяет качественно улучшить
процесс физического воспитания студентов, индивидуализировать и управлять им.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Верушкин Н.Г., Попов П.И. Выявление тенденций изменения тестовых показателей физической подготовленности студентов на основе компьютерной базы данных //Организация и методика учебного процесса, физкультурнооздоровительной и спортивной работы: Тез. докл. межунивер. научно-метод. конф. - Краснодар, 1996. - С. 122-123.
2. Волков В.Ю. К проблеме создания и использования компьютерных технологий в учебном процессе по физической культуре в вузе // Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов: Матер, научно,-метод, конф. - СПб., 1995. - С. 10 - 11.
3. Зуев С.Н. Компьютерная диагностика младшекурсников - выводы неутешительны // Вестник московского государственного строительного университета. - М.:МГСУ, 1996. -Т. 1.-С. 28-31.
4. Зуев С.Н. Разработка автоматизированной компьютерной системы оценки профессионального здоровья и психологического отбора слушателей Российской таможенной академии: Отчет о НИР (промеж.) / РТА. - Инв. № 479. – М, 1996. - 109 с.
5. Руководство по применению стандарта ИСО 9001: 2000 в области обучения и образования / Пер.с англ. А. Л. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», («Дом качества», вып. 10 (19), 2002. 128 с.
6. Сырвачева И.С., Зуев С.Н. Квалиметрия образовательной деятельности высшего учебного заведения в области физической культуры // Вестник спортивной науки.- 2007, - №1.- С. 18-23.
7. Шишкин И.Ф. Квалиметрия образования и образовательных услуг //Педагогические измерения. -2005. -№1, - С. 105 - 123.