Русское градостроительство Часть 2
Реферат на тему: Русское градостроительство.
Часть 2
Часть 2
Эти планировочные эксперименты проводились в небольших городах с незначительной опорной застройкой. Более сложным было найти подход к исторически сложившимся поселениям. Отличная от представлений XVIII в. концепция проявилась в проекте планировки Саратова, созданном в 1810 г. Он отличался большей реалистичностью и конкретностью, чем генеральные планы XVIII в. В старой части города проводилось лишь упорядочение и выпрямление улиц. Их начертание оставалось сложно прорисованным, сохранялось мелкое членение на кварталы и площади неправильных форм, учитывались овраги, балки и другие особенности рельефа. Таким образом, ведущим оказывалось стремление избежать радикальной ломки сложившейся планировки. Иной проектировалась новая часть города, где шло ужесточение регулярной схемы. Эта часть города состояла из трёх прямоугольных планировочных систем, соединявшихся вместе и окружавших старый город. Крупные, вытянутые прямоугольные кварталы выстраивались в новые ряды вдоль равномерно расположенных длинных параллельных улиц. Обе части органично соединялись между собой благодаря тому, что на их границе размещена широкой полосой система площадей, преимущественно торговых. Таким образом зодчие XIX в. старались сохранить решение градостроителей предшествовавшей эпохи, развивая город за счёт новых территорий и обогащения его крупным ансамблем, служившим для обеспечения растущих экономических потребностей населения, его возросшей хозяйственной роли.
На протяжении первой половины XIX в. сложился определённый метод проектирования городов. Он отличался стремлением к "практичности" планировки. Обращалось внимание не столько на красоту плана, сколько на единообразие создававшихся проектов для различных поселений. К характерным чертам этого метода градостроительства позднего классицизма можно отнести: господство прямоугольных планировочных систем; разделение города на части в соответствии с рельефом; применение в каждом из таких подразделений прямоугольной сетки улиц, ориентированной таким образом, что были учтены уклон местности, положение рек и оврагов и другие природные факторы; соединение отдельных фрагментов планировочной системы с тем расчётом, что возникали "сквозные" магистрали, по которым можно было проходить через всё поселение (форма этих улиц могла быть различной, среди них встречаются прямые, ломаные, кольцевые). Цельность города достигалась близкими размерами всех кварталов, тяготением планировки к какой либо "природной доминанте" реке, как в большинстве случаев, или горе, как например, в Керчи.
Существенное внимание уделялось созданию системы площадей, каждая из которых имела правильные геометрические формы и была замкнута в городском организме, в отличие от многих решений XVIII в., когда площади часто открывались одной стороной в пейзаж. Создавались площади перед административными зданиями (иногда здесь выделялось место для постоянной торговли и ставились гостиные дворы), рыночные площади для периодической торговли, соборные. Обычно они составляли в центре взаимосвязанные ансамбли. В окраинных частях городов площади устраивались вокруг приходских церквей, иногда делались дополнительные торговые площади. На границу поселения или предместья выносилась ярмарка. Общая форма города мало интересовала проектировщиков 1820-х годов. Таким образом, планировочная практика первой половины XIX в. стала необходимой ступенью на пути от идеализированного регулярного города XVIII в. к поселению, структура которого возникает в связи с архитектурно пространственным выражением городских функций.
Важнейшую особенность русского градостроительства составляло формирование центральных ансамблей провинциальных городов. Создавались ансамбли площадей, мемориальные сооружения, бульвары. Эти центральные ансамбли, задуманные и осуществлённые в первой половине XIX в., привлекательны тем, что здания выдержаны в стилистически единых формах классицизма, что при сравнительно крупных размерах данные комплексы сохраняют сомасштабность человеку, создавая в то же время торжественный образ города. Парадность и уют, монументальность и соразмерность отличают эти памятники русского градостроительного искусства. Благодаря цельности и единству архитектурных решений и сложился облик провинциального русского города первой половины XIX в. с его небольшими, но монументальными зданиями с белыми колоннами, карнизами, сандриками над окнами на фоне чаще всего жёлтых стен, где дома были окружены обширными садами, а широкие немощёные улицы порастали травой.
Эпоха классицизма значительно изменила облик как провинциальных городов, так и заметно преобразовала столичные Петербург и Москву. В 1760-х годах Комиссия о каменном строении создала новый проект планировки Петербурга. Было решено установить чёткие границы города и предместий, сделать Петербург более компактным и уплотнить его застройку, создать в нём планированный художественный "порядок", соответствовавший новым классическим представлениям. Комиссия о каменном строении рассматривала Петербург как единое планировочное целое. Для неё самым важным было единообразие, неразрывная цельность и компактность столицы. На смену прежнему чередованию пространств с различными архитектурными свойствами пришла единая трактовка городского пространства, наполненной сплошной массой застройки. В 1764 г. был издан указ "строить в Петербурге только каменные дома". Предписывалось ставить их по улицам сплошной прямой улицей без промежутков. Провозглашался принцип периметральной застройки. К концу XVIII в. в центре города застройка располагалась на участках, замкнутых в каре, примыкавших друг к другу, с внутренними дворами. Ограды, парадные ворота, открытые к магистралям сады, характерные для города эпохи барокко, постепенно уничтожались, въезды во двор устраивались в самих зданиях. Деревянная застройка быстро вытеснялась на окраины. В эпоху классицизма существенно развилась система общественных пространств Петербурга. Проект Комиссии предусматривал равномерное расположение целой сети площадей в городе и в предместьях. Общегородские пространства размещались во всех частях Петербурга. Они становились не только привилегией центра, но важнейшим и необходимым элементом всего городского организма. Планировочные методы, применявшиеся в Петербурге второй половины XVIII в., сводились в основном к расчленению города прямыми линиями улиц на геометрические чётко ограниченные участки. Прямолинейные очертания приобретал на плане 1766 г. как весь Петербург, так и каждый его квартал. Форма кварталов, их пропорции могли быть любыми. Встречались правильные и неправильные четырёхугольники, квадраты, параллелограммы, трапеции и т.д. самых разных размеров. Горд выступал как пространство, обладающее едиными чертами, его важнейшее свойство преобладание в планировке прямых линий и прямого угла. Даже реки выпрямлялись в планах, делились на отдельные "правильные" отрезки. Для градостроителей эпохи классицизма было важно установить в городе определённое соподчинение его элементов, строгую иерархию главного и второстепенного, что было невозможно достичь с помощью одной планировки. Поэтому градостроители второй половины XVIII в. перешли к созданию целого ряда ансамблей, которые должны были способствовать выделению ведущих районов, площадей и магистралей города. Таким образом стремились создать главные акценты его композиции, которым бы подчинялась массовая застройка и которые формировали бы образ Петербурга. Особое внимание при создании ансамблей Петербурга последней четверти XVIII в. первого десятилетия XIX в.в. уделялось районам города, располагавшимся вдоль невских берегов от Марсова поля на одной стороне реки до оконечности Васильевского острова на другой. К середине XIX в. основные ансамбли Петербурга были созданы. Возникло редкое в мировой истории градостроительное явление город, не только насыщенный монументальными зданиями, но весь составленный из великолепных ансамблей, город памятник, произведение архитектуры, раскинулся на многие тысячи гектаров. Петербург складывался постепенно, но всё же очень быстро всего за полтора века. И если общая планировка города была во многом наследием XVIII в., то в его архитектурном облике почти безраздельно господствовали ансамбли, рождённые первой половиной XIX в., "эпохой ансамблей".
Конец XVIII в. время, когда были синтезированы градостроительные начинания, проводившееся в Петербурге в течение столетия. Город приобрёл окончательную цельность плана, определённость структуры. Главное содержание этого периода заключалось в том, что при высоком уровне планировочной завершённости города развитие его шло путём возникновения в рамках уже сложившихся основных районов, магистралей и площадей более совершённых архитектурных ансамблей.
Первая половина XIX в. одна из самых значительных эпох в градостроительной истории Петербурга. Формирование его планировки было в основном закончено. Изменения уличной сети касались лишь отдельных районов города, прежде всего Выборгской и Петербургской сторон. На долю зодчих 1800-1850-х годов выпала задача продолжить и в основном завершить формирование центральных ансамблей города. Вместе с созданными ранее комплексами они составили то единство, которое и сегодня в значительной степени определяет своеобразие города. В течение первой половины XIX в. возникали не только мощные монументальные акценты, но и благоустраивался весь город, повышался качественный уровень его рядовой застройки, сооружений различного назначения и жилых домов. Процесс этот шёл очень активно.
В 1763 г. Комиссия о каменном строении начала деятельность по перепланировке Москвы с составления геодезического плана города в пределах Камер Коллежского вала. В 1768 г. была создана Экспедиция Кремлёвского строения для придания нового блеска Кремлю. В.И. Баженов создал проект перестройки древнего ансамбля. Вначале работа Баженова отражала деятельность Комиссии, которая приступила к созданию нового проектного плана всех остальных частей города. Проект перестройки Кремля крупнейший замысел не только в архитектурном творчестве Баженова, но и во всей практике реконструкции центров исторических городов России в XVIII-XIX в.в. Монументальность, крупный "столичный" масштаб нового дворцового ансамбля Москвы сближал его с центральными ансамблями Петербурга и ряда западноевропейских городов. Решению каждого фрагмента грандиозного комплекса: площадям, проспектам придавалась ясная, крупная форма, которой соответствовало чеканное, мощное архитектурное обрамление. Проект Баженова создавал мощный акцент в центре Москвы, заострял общую форму его ядра. Кремль, как его видел Баженов, соотносится со всей Москвой в целом. Однако работы по реконструкции ансамбля были переданы М.Ф. Казакову. Градостроительный метод Казакова, применённый в Кремле, был менее ярок и смел, чем метод Баженова, но привлекал своим тактичным отношением к историческому наследию. Работы Казакова вне Кремля были связаны с осуществлением другого крупнейшего градостроительного начинания второй половины XVIII в. с "проектированным" планом Москвы 1775 г. Этот план был составлен особым Департаментом Комиссии о каменном строении Санкт Петербурга и Москвы. Этот документ оказал значительное влияние на дальнейшее развитие города и явился первым обширным проектом перестройки Москвы. План 1775 г. предусматривал изменение границ Москвы и разделение её на части. Собственно городом стали считать только Кремль, Китай город и Белый город, а Земляной отнесли к предместьям. Авторы плана предлагали внести существенные изменения в планировку центральной части Москвы. Была сохранена исторически сложившаяся ситуация, использовались её лучшие черты. Прежде всего развивались кольцевые направления, которые должны были сочетаться с радиальными, оставлявшимися без особых изменений. Структуру Москвы сильно меняла новая система городских пространств. Формы площадей отличались неопределённостью, хотя их границам стремились придать регулярность. Этим план Москвы отличался от планов Петербурга 1760-х годов, на которых были нанесены многочисленные площади в виде единой взаимоувязанной системы регулярных пространств. Архитекторы исходили из реального, исторически сложившегося организма города. Особенность планировочных работ 1775 г. заключалась в том, производилось не только регулирование улиц, но и высвобождение открытых пространств, которые должны были способствовать восприятию крупных зданий. На 17 новых площадях преполагалось разместить общественные здания, а также сделать более парадной существующую застройку. Создатели плана стремились "не подвергать ломке хороших и крепких строений; но одновременно обогащали город новыми архитектурными акцентами". В плане 1775 г. пытались лучше использовать и очасти изменить природные элементы города. Это относилось к регулированию речной сети, к учёту рельефа местности и созданию зелёных насаждений. План 1775 г. заключал в себе ряд мероприятий по улучшению водного режима в Москве реке.
Осуществление всех частей плана 1775 г. встретилось с многочисленными трудностями, вызванными ка сложностью реальной жизни города, так и отсутствием достаточных средств для проведения его в жизнь. От многих положений проекта 1775 г. отказались, в конце XVIII в. условия для реализации этих замыслов ещё не созрели. Развитие города шло более спокойным, эволюционным путём. В 1760-1812 гг. изменение облика Москвы происходило за счёт возведения новых общественных зданий, строительства купольных храмов и городских усадеб, а также регулирования улиц и благоустройства площадей и набережных. В соответствии с замыслом плана 1775 года был составлен ряд проектов каменных набережных от Каменного моста до устья Яузы.
Возникновение ансамблей улиц, связанных в своей композиции с несколькими площадями, характерная черта градостроительства Москвы 1790-1800 гг. В это время особенно торжественный облик приобретает Тверская, застроенная преимущественно зданиями, выдержанными в стиле классицизма. Классические усадьбы во многом определяли облик застройки Москвы в конце XVIII начале XIX вв. Их близкие стилистические черты и общие композиционные закономерности (уравновешенность, построение на одной или нескольких осях, трёхчастное деление, широкое применение ордера и классических деталей) вносили элементы единства в образ Москвы. В то же время городская усадьба оставалась самостоятельной пространственной ячейкой в городе. Отсюда разнообразие типов её планировки с двором впереди или позади дома, свободно стоящим главным корпусом или соединённым с флигелями и т.д. При этом наметилась тенденция к сложению ансамблей улиц, основанных на чередовании различных типов жилых и общественных зданий, объединённых общей пространственной композицией улиц. Следующий шаг- застройка в основном по фронту улиц был сделан в Москве уже после Отечественной войны 1812 года.
После победы в Отечественной войне наступил период быстрого восстановле-ния Москвы. Была создана Комиссия для строений в Москве, существовавшая с 1813 по 1843 гг. Первая задача, которая встала перед зодчими, заключалась в необходимости строительства жилых зданий, для размещения вернувшегося в город населения. В ходе этих работ изменился характер московского жилища. Размеры участков уменьшились. В планировке каждого из них стали заметнее черты единообразия. Над усадьбой возобладала периметральная застройка. В центре значительная часть домов вышла на красные линии улиц. Общие черты, которые приобрела подавляющая часть жилых зданий, придали целостность облику Москвы. Это свойство особенно характерно для города 20-30-х годов XIX в.
Работы по планировке города велись двумя путями. Новый генеральный план был составлен в Петербурге архитектором В. Гесте. Проект был тщательно рассмотрен и отвергнут в связи с тем, что требовал слишком больших перемен и нарушал исторически сложившуюся планировку. Одновременно в Москве шло проектирование отдельных фрагментов поселения. Новый план, который был осуществлён, создали в Москве в 1817 году. Московские архитекторы выдвинули два чётких планировочных принципа. Первый заключался в сохранении сложившейся сети радиальных улиц. Изменения в их трассировке требовали значительных перемен в землевладении, сноса многих зданий, служивших важнейшими художественными акцентами в композиции города. Второй принцип сводился к возможно более активному развитию кольцевых магистралей, которое должно было компенсировать возросшую потребность в городских коммуникациях при стабильности радиальных улиц. Такие кольцевые структуры, создававшиеся на месте или около старых укреплений, не требовали нарушения общей планировки города. План 1817 года сохранял в неприкосновенности основные градостроительные традиции Москвы. В то же время он решал новые задачи, обеспечивал необходимые транспортные линии, отвечал потребностям города в общественных свободных пространствах. Он ценен также гармоническим сочетанием исторически сложившейся планировочной структуры и новых пространственных элементов. Этот проект развивал лучшие черты в композиции города.
На основе плана 1817 года в Москве возник ряд значительных ансамблей. Создание их связано с именем О.И. Бове. Он существенно благоустроил район, прилегав-ший к Кремлю. Была уничтожена система каналов и бассейнов, построенная в конце XVIII в. в результате реконструкции русла Неглинной. Старинные рвы и земляные укрепления петровского времени, служившие преградой между Кремлём и остальным городом, исчезли. О.И. Бове в 1821-1823 годах разбил Александровский сад. Одновременно шло устройство Манежной площади. Сложился классицистический ансамбль, обращённый к Кремлю. Красная площадь была реконструирована. Величие русской истории соединилось в образе Красной площади с торжественностью классицизма. Красная площадь, Манежная площадь, Александровский сад создали вокруг Кремля целостную парадную зону.
В Москве первой половины XIX в. возрос интерес к неклассическим архитектурным формам. Возникла тенденция, впоследствии сыгравшая большую роль в градостроительстве Москвы, желание выразить в новых архитектурных произведениях представление о культурной ценности древнего наследия с помощью интерпретации стилистических манер прошлого. Зодчие старались поддержать исторический колорит старинных частей города. После того, как была удовлетворена потребность в восстановлении жилья и были созданы наиболее важные "казённые" здания, более парадные частные и государственные постройки стали возводить в разных частях Москвы, что придало большую торжественность городу в целом. Эти здания отличаются ясными, определёнными членениями объёмов, спокойным соотношением вертикалей и горизонталей, укрупнёнными архитектурными формами, грандиозностью и совершенством декора. Они стали торжественными акцентами в различных частях города, содействовали возникновению торжественного приподнятого характера застройки Москвы.
В 1840-х - на рубеже 1850-х годов было создано несколько графических документов, подытоживавших градостроительное развитие Москвы. Это планы Шуберта, Хавского, Нистрова, Рудольфа и Хотиева. Наибольшее значение имеет план, составленный в 1852-1853 гг. топографом А. Хотиевым. План был выполнен в крупном масштабе и показывал состояние всех 17 "полицейских частей", на которые подразделялась тогда Москва. Он позволяет проследить перемены в планировке и застройке города. Последняя стала значительно более плотной, но радикальных планировочных изменений не произошло. Проекты Комиссии 1817 г. были осуществлены не полностью. Правильную форму приобрели лишь несколько из намеченных площадей: Серпуховская, Калужская и другие. План Хотиева подтверждал, что градостроительство Москвы в первой половине XIX в. развивалось эволюционно, с сохранением традиционной радиально кольцевой структуры. Период 1812-1840-х годов имел для формирования города особое значение. Именно тогда были найдены пути дальнейшего планировочного развития города, отвечавшие новым требованиям и не нарушавшие его традиционной структуры. Решительно изменился характер застройки в нём победили принципы периметральности, стремление к комплектности, утверждалась стилистическая цельность. Одновременно возникла система ансамблей, которая вплоть до нашего времени является ценнейшей частью градостроительного наследия Москвы.
В русском градостроительном наследстве займут своё место не только грандиозные архитектурные просторы Петербурга и Москвы, но и городской и усадебный пейзаж русской провинции. Особенности русского города XVIII-XIX вв. заключаются в присущих ему чертах: чувстве природы, неутраченной пейзажности, непосредственном переходе архитектуры в природный ландшафт. Имел место и ряд слабых сторон городской культуры, таких как отсталость городской техники, благоустройства, строительного качества основной массы городских построек. Однако значение периода конца XVIII первой половины XIX вв. в развитии русского градостроительного искусства трудно переоценить. По существу за это время изменилась вся система городских поселений в стране. Было перепланировано или основано заново более 500 городов. Радикально изменился метод работы архитекторов. Они обратились к регулярности в планировке, вносили новые приёмы объёмного построения города, изменили функциональный характер, а также стиль архитектурных решений. В совокупности эти перемены привели к изменению русских городов. На смену стихийно живописным средневековым поселениям пришли созданные по единому плану архитекторами-профессионалами регулярные города с типизированной жилой застройкой и развитой системой общественных пространств. Конец XVIII и первая половина XIX вв. отмечены созданием многих замечательных ансамблей, прежде всего в Москве и Петербурге, а также Твери, Калуге, Ярославле, Туле, Богородицке, Осташкове и прочих. В эту эпоху зародилась теория градостроительства. К средине XIX века она стала превращаться в самостоятельную науку о городе, в которой соединялись вместе как действительно научные, так и утопические черты. Открылись перспективы нового понимания городского организма.
Список использованной литературы:
1. Российская архитектурная энциклопедия, том 4, часть I, 1996 год
2. Архитектура гражданских и промышленных зданий , том I "История архитектуры" 1978 год
Продолжение:
Русское градостроительство: Часть 1
Русское градостроительство: Часть 2
На протяжении первой половины XIX в. сложился определённый метод проектирования городов. Он отличался стремлением к "практичности" планировки. Обращалось внимание не столько на красоту плана, сколько на единообразие создававшихся проектов для различных поселений. К характерным чертам этого метода градостроительства позднего классицизма можно отнести: господство прямоугольных планировочных систем; разделение города на части в соответствии с рельефом; применение в каждом из таких подразделений прямоугольной сетки улиц, ориентированной таким образом, что были учтены уклон местности, положение рек и оврагов и другие природные факторы; соединение отдельных фрагментов планировочной системы с тем расчётом, что возникали "сквозные" магистрали, по которым можно было проходить через всё поселение (форма этих улиц могла быть различной, среди них встречаются прямые, ломаные, кольцевые). Цельность города достигалась близкими размерами всех кварталов, тяготением планировки к какой либо "природной доминанте" реке, как в большинстве случаев, или горе, как например, в Керчи.
Существенное внимание уделялось созданию системы площадей, каждая из которых имела правильные геометрические формы и была замкнута в городском организме, в отличие от многих решений XVIII в., когда площади часто открывались одной стороной в пейзаж. Создавались площади перед административными зданиями (иногда здесь выделялось место для постоянной торговли и ставились гостиные дворы), рыночные площади для периодической торговли, соборные. Обычно они составляли в центре взаимосвязанные ансамбли. В окраинных частях городов площади устраивались вокруг приходских церквей, иногда делались дополнительные торговые площади. На границу поселения или предместья выносилась ярмарка. Общая форма города мало интересовала проектировщиков 1820-х годов. Таким образом, планировочная практика первой половины XIX в. стала необходимой ступенью на пути от идеализированного регулярного города XVIII в. к поселению, структура которого возникает в связи с архитектурно пространственным выражением городских функций.
Важнейшую особенность русского градостроительства составляло формирование центральных ансамблей провинциальных городов. Создавались ансамбли площадей, мемориальные сооружения, бульвары. Эти центральные ансамбли, задуманные и осуществлённые в первой половине XIX в., привлекательны тем, что здания выдержаны в стилистически единых формах классицизма, что при сравнительно крупных размерах данные комплексы сохраняют сомасштабность человеку, создавая в то же время торжественный образ города. Парадность и уют, монументальность и соразмерность отличают эти памятники русского градостроительного искусства. Благодаря цельности и единству архитектурных решений и сложился облик провинциального русского города первой половины XIX в. с его небольшими, но монументальными зданиями с белыми колоннами, карнизами, сандриками над окнами на фоне чаще всего жёлтых стен, где дома были окружены обширными садами, а широкие немощёные улицы порастали травой.
Эпоха классицизма значительно изменила облик как провинциальных городов, так и заметно преобразовала столичные Петербург и Москву. В 1760-х годах Комиссия о каменном строении создала новый проект планировки Петербурга. Было решено установить чёткие границы города и предместий, сделать Петербург более компактным и уплотнить его застройку, создать в нём планированный художественный "порядок", соответствовавший новым классическим представлениям. Комиссия о каменном строении рассматривала Петербург как единое планировочное целое. Для неё самым важным было единообразие, неразрывная цельность и компактность столицы. На смену прежнему чередованию пространств с различными архитектурными свойствами пришла единая трактовка городского пространства, наполненной сплошной массой застройки. В 1764 г. был издан указ "строить в Петербурге только каменные дома". Предписывалось ставить их по улицам сплошной прямой улицей без промежутков. Провозглашался принцип периметральной застройки. К концу XVIII в. в центре города застройка располагалась на участках, замкнутых в каре, примыкавших друг к другу, с внутренними дворами. Ограды, парадные ворота, открытые к магистралям сады, характерные для города эпохи барокко, постепенно уничтожались, въезды во двор устраивались в самих зданиях. Деревянная застройка быстро вытеснялась на окраины. В эпоху классицизма существенно развилась система общественных пространств Петербурга. Проект Комиссии предусматривал равномерное расположение целой сети площадей в городе и в предместьях. Общегородские пространства размещались во всех частях Петербурга. Они становились не только привилегией центра, но важнейшим и необходимым элементом всего городского организма. Планировочные методы, применявшиеся в Петербурге второй половины XVIII в., сводились в основном к расчленению города прямыми линиями улиц на геометрические чётко ограниченные участки. Прямолинейные очертания приобретал на плане 1766 г. как весь Петербург, так и каждый его квартал. Форма кварталов, их пропорции могли быть любыми. Встречались правильные и неправильные четырёхугольники, квадраты, параллелограммы, трапеции и т.д. самых разных размеров. Горд выступал как пространство, обладающее едиными чертами, его важнейшее свойство преобладание в планировке прямых линий и прямого угла. Даже реки выпрямлялись в планах, делились на отдельные "правильные" отрезки. Для градостроителей эпохи классицизма было важно установить в городе определённое соподчинение его элементов, строгую иерархию главного и второстепенного, что было невозможно достичь с помощью одной планировки. Поэтому градостроители второй половины XVIII в. перешли к созданию целого ряда ансамблей, которые должны были способствовать выделению ведущих районов, площадей и магистралей города. Таким образом стремились создать главные акценты его композиции, которым бы подчинялась массовая застройка и которые формировали бы образ Петербурга. Особое внимание при создании ансамблей Петербурга последней четверти XVIII в. первого десятилетия XIX в.в. уделялось районам города, располагавшимся вдоль невских берегов от Марсова поля на одной стороне реки до оконечности Васильевского острова на другой. К середине XIX в. основные ансамбли Петербурга были созданы. Возникло редкое в мировой истории градостроительное явление город, не только насыщенный монументальными зданиями, но весь составленный из великолепных ансамблей, город памятник, произведение архитектуры, раскинулся на многие тысячи гектаров. Петербург складывался постепенно, но всё же очень быстро всего за полтора века. И если общая планировка города была во многом наследием XVIII в., то в его архитектурном облике почти безраздельно господствовали ансамбли, рождённые первой половиной XIX в., "эпохой ансамблей".
Конец XVIII в. время, когда были синтезированы градостроительные начинания, проводившееся в Петербурге в течение столетия. Город приобрёл окончательную цельность плана, определённость структуры. Главное содержание этого периода заключалось в том, что при высоком уровне планировочной завершённости города развитие его шло путём возникновения в рамках уже сложившихся основных районов, магистралей и площадей более совершённых архитектурных ансамблей.
Первая половина XIX в. одна из самых значительных эпох в градостроительной истории Петербурга. Формирование его планировки было в основном закончено. Изменения уличной сети касались лишь отдельных районов города, прежде всего Выборгской и Петербургской сторон. На долю зодчих 1800-1850-х годов выпала задача продолжить и в основном завершить формирование центральных ансамблей города. Вместе с созданными ранее комплексами они составили то единство, которое и сегодня в значительной степени определяет своеобразие города. В течение первой половины XIX в. возникали не только мощные монументальные акценты, но и благоустраивался весь город, повышался качественный уровень его рядовой застройки, сооружений различного назначения и жилых домов. Процесс этот шёл очень активно.
В 1763 г. Комиссия о каменном строении начала деятельность по перепланировке Москвы с составления геодезического плана города в пределах Камер Коллежского вала. В 1768 г. была создана Экспедиция Кремлёвского строения для придания нового блеска Кремлю. В.И. Баженов создал проект перестройки древнего ансамбля. Вначале работа Баженова отражала деятельность Комиссии, которая приступила к созданию нового проектного плана всех остальных частей города. Проект перестройки Кремля крупнейший замысел не только в архитектурном творчестве Баженова, но и во всей практике реконструкции центров исторических городов России в XVIII-XIX в.в. Монументальность, крупный "столичный" масштаб нового дворцового ансамбля Москвы сближал его с центральными ансамблями Петербурга и ряда западноевропейских городов. Решению каждого фрагмента грандиозного комплекса: площадям, проспектам придавалась ясная, крупная форма, которой соответствовало чеканное, мощное архитектурное обрамление. Проект Баженова создавал мощный акцент в центре Москвы, заострял общую форму его ядра. Кремль, как его видел Баженов, соотносится со всей Москвой в целом. Однако работы по реконструкции ансамбля были переданы М.Ф. Казакову. Градостроительный метод Казакова, применённый в Кремле, был менее ярок и смел, чем метод Баженова, но привлекал своим тактичным отношением к историческому наследию. Работы Казакова вне Кремля были связаны с осуществлением другого крупнейшего градостроительного начинания второй половины XVIII в. с "проектированным" планом Москвы 1775 г. Этот план был составлен особым Департаментом Комиссии о каменном строении Санкт Петербурга и Москвы. Этот документ оказал значительное влияние на дальнейшее развитие города и явился первым обширным проектом перестройки Москвы. План 1775 г. предусматривал изменение границ Москвы и разделение её на части. Собственно городом стали считать только Кремль, Китай город и Белый город, а Земляной отнесли к предместьям. Авторы плана предлагали внести существенные изменения в планировку центральной части Москвы. Была сохранена исторически сложившаяся ситуация, использовались её лучшие черты. Прежде всего развивались кольцевые направления, которые должны были сочетаться с радиальными, оставлявшимися без особых изменений. Структуру Москвы сильно меняла новая система городских пространств. Формы площадей отличались неопределённостью, хотя их границам стремились придать регулярность. Этим план Москвы отличался от планов Петербурга 1760-х годов, на которых были нанесены многочисленные площади в виде единой взаимоувязанной системы регулярных пространств. Архитекторы исходили из реального, исторически сложившегося организма города. Особенность планировочных работ 1775 г. заключалась в том, производилось не только регулирование улиц, но и высвобождение открытых пространств, которые должны были способствовать восприятию крупных зданий. На 17 новых площадях преполагалось разместить общественные здания, а также сделать более парадной существующую застройку. Создатели плана стремились "не подвергать ломке хороших и крепких строений; но одновременно обогащали город новыми архитектурными акцентами". В плане 1775 г. пытались лучше использовать и очасти изменить природные элементы города. Это относилось к регулированию речной сети, к учёту рельефа местности и созданию зелёных насаждений. План 1775 г. заключал в себе ряд мероприятий по улучшению водного режима в Москве реке.
Осуществление всех частей плана 1775 г. встретилось с многочисленными трудностями, вызванными ка сложностью реальной жизни города, так и отсутствием достаточных средств для проведения его в жизнь. От многих положений проекта 1775 г. отказались, в конце XVIII в. условия для реализации этих замыслов ещё не созрели. Развитие города шло более спокойным, эволюционным путём. В 1760-1812 гг. изменение облика Москвы происходило за счёт возведения новых общественных зданий, строительства купольных храмов и городских усадеб, а также регулирования улиц и благоустройства площадей и набережных. В соответствии с замыслом плана 1775 года был составлен ряд проектов каменных набережных от Каменного моста до устья Яузы.
Возникновение ансамблей улиц, связанных в своей композиции с несколькими площадями, характерная черта градостроительства Москвы 1790-1800 гг. В это время особенно торжественный облик приобретает Тверская, застроенная преимущественно зданиями, выдержанными в стиле классицизма. Классические усадьбы во многом определяли облик застройки Москвы в конце XVIII начале XIX вв. Их близкие стилистические черты и общие композиционные закономерности (уравновешенность, построение на одной или нескольких осях, трёхчастное деление, широкое применение ордера и классических деталей) вносили элементы единства в образ Москвы. В то же время городская усадьба оставалась самостоятельной пространственной ячейкой в городе. Отсюда разнообразие типов её планировки с двором впереди или позади дома, свободно стоящим главным корпусом или соединённым с флигелями и т.д. При этом наметилась тенденция к сложению ансамблей улиц, основанных на чередовании различных типов жилых и общественных зданий, объединённых общей пространственной композицией улиц. Следующий шаг- застройка в основном по фронту улиц был сделан в Москве уже после Отечественной войны 1812 года.
После победы в Отечественной войне наступил период быстрого восстановле-ния Москвы. Была создана Комиссия для строений в Москве, существовавшая с 1813 по 1843 гг. Первая задача, которая встала перед зодчими, заключалась в необходимости строительства жилых зданий, для размещения вернувшегося в город населения. В ходе этих работ изменился характер московского жилища. Размеры участков уменьшились. В планировке каждого из них стали заметнее черты единообразия. Над усадьбой возобладала периметральная застройка. В центре значительная часть домов вышла на красные линии улиц. Общие черты, которые приобрела подавляющая часть жилых зданий, придали целостность облику Москвы. Это свойство особенно характерно для города 20-30-х годов XIX в.
Работы по планировке города велись двумя путями. Новый генеральный план был составлен в Петербурге архитектором В. Гесте. Проект был тщательно рассмотрен и отвергнут в связи с тем, что требовал слишком больших перемен и нарушал исторически сложившуюся планировку. Одновременно в Москве шло проектирование отдельных фрагментов поселения. Новый план, который был осуществлён, создали в Москве в 1817 году. Московские архитекторы выдвинули два чётких планировочных принципа. Первый заключался в сохранении сложившейся сети радиальных улиц. Изменения в их трассировке требовали значительных перемен в землевладении, сноса многих зданий, служивших важнейшими художественными акцентами в композиции города. Второй принцип сводился к возможно более активному развитию кольцевых магистралей, которое должно было компенсировать возросшую потребность в городских коммуникациях при стабильности радиальных улиц. Такие кольцевые структуры, создававшиеся на месте или около старых укреплений, не требовали нарушения общей планировки города. План 1817 года сохранял в неприкосновенности основные градостроительные традиции Москвы. В то же время он решал новые задачи, обеспечивал необходимые транспортные линии, отвечал потребностям города в общественных свободных пространствах. Он ценен также гармоническим сочетанием исторически сложившейся планировочной структуры и новых пространственных элементов. Этот проект развивал лучшие черты в композиции города.
На основе плана 1817 года в Москве возник ряд значительных ансамблей. Создание их связано с именем О.И. Бове. Он существенно благоустроил район, прилегав-ший к Кремлю. Была уничтожена система каналов и бассейнов, построенная в конце XVIII в. в результате реконструкции русла Неглинной. Старинные рвы и земляные укрепления петровского времени, служившие преградой между Кремлём и остальным городом, исчезли. О.И. Бове в 1821-1823 годах разбил Александровский сад. Одновременно шло устройство Манежной площади. Сложился классицистический ансамбль, обращённый к Кремлю. Красная площадь была реконструирована. Величие русской истории соединилось в образе Красной площади с торжественностью классицизма. Красная площадь, Манежная площадь, Александровский сад создали вокруг Кремля целостную парадную зону.
В Москве первой половины XIX в. возрос интерес к неклассическим архитектурным формам. Возникла тенденция, впоследствии сыгравшая большую роль в градостроительстве Москвы, желание выразить в новых архитектурных произведениях представление о культурной ценности древнего наследия с помощью интерпретации стилистических манер прошлого. Зодчие старались поддержать исторический колорит старинных частей города. После того, как была удовлетворена потребность в восстановлении жилья и были созданы наиболее важные "казённые" здания, более парадные частные и государственные постройки стали возводить в разных частях Москвы, что придало большую торжественность городу в целом. Эти здания отличаются ясными, определёнными членениями объёмов, спокойным соотношением вертикалей и горизонталей, укрупнёнными архитектурными формами, грандиозностью и совершенством декора. Они стали торжественными акцентами в различных частях города, содействовали возникновению торжественного приподнятого характера застройки Москвы.
В 1840-х - на рубеже 1850-х годов было создано несколько графических документов, подытоживавших градостроительное развитие Москвы. Это планы Шуберта, Хавского, Нистрова, Рудольфа и Хотиева. Наибольшее значение имеет план, составленный в 1852-1853 гг. топографом А. Хотиевым. План был выполнен в крупном масштабе и показывал состояние всех 17 "полицейских частей", на которые подразделялась тогда Москва. Он позволяет проследить перемены в планировке и застройке города. Последняя стала значительно более плотной, но радикальных планировочных изменений не произошло. Проекты Комиссии 1817 г. были осуществлены не полностью. Правильную форму приобрели лишь несколько из намеченных площадей: Серпуховская, Калужская и другие. План Хотиева подтверждал, что градостроительство Москвы в первой половине XIX в. развивалось эволюционно, с сохранением традиционной радиально кольцевой структуры. Период 1812-1840-х годов имел для формирования города особое значение. Именно тогда были найдены пути дальнейшего планировочного развития города, отвечавшие новым требованиям и не нарушавшие его традиционной структуры. Решительно изменился характер застройки в нём победили принципы периметральности, стремление к комплектности, утверждалась стилистическая цельность. Одновременно возникла система ансамблей, которая вплоть до нашего времени является ценнейшей частью градостроительного наследия Москвы.
В русском градостроительном наследстве займут своё место не только грандиозные архитектурные просторы Петербурга и Москвы, но и городской и усадебный пейзаж русской провинции. Особенности русского города XVIII-XIX вв. заключаются в присущих ему чертах: чувстве природы, неутраченной пейзажности, непосредственном переходе архитектуры в природный ландшафт. Имел место и ряд слабых сторон городской культуры, таких как отсталость городской техники, благоустройства, строительного качества основной массы городских построек. Однако значение периода конца XVIII первой половины XIX вв. в развитии русского градостроительного искусства трудно переоценить. По существу за это время изменилась вся система городских поселений в стране. Было перепланировано или основано заново более 500 городов. Радикально изменился метод работы архитекторов. Они обратились к регулярности в планировке, вносили новые приёмы объёмного построения города, изменили функциональный характер, а также стиль архитектурных решений. В совокупности эти перемены привели к изменению русских городов. На смену стихийно живописным средневековым поселениям пришли созданные по единому плану архитекторами-профессионалами регулярные города с типизированной жилой застройкой и развитой системой общественных пространств. Конец XVIII и первая половина XIX вв. отмечены созданием многих замечательных ансамблей, прежде всего в Москве и Петербурге, а также Твери, Калуге, Ярославле, Туле, Богородицке, Осташкове и прочих. В эту эпоху зародилась теория градостроительства. К средине XIX века она стала превращаться в самостоятельную науку о городе, в которой соединялись вместе как действительно научные, так и утопические черты. Открылись перспективы нового понимания городского организма.
Список использованной литературы:
1. Российская архитектурная энциклопедия, том 4, часть I, 1996 год
2. Архитектура гражданских и промышленных зданий , том I "История архитектуры" 1978 год
Продолжение:
Русское градостроительство: Часть 1
Русское градостроительство: Часть 2