Обеспечение безопасности при использовании подъемников
Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.
Введение.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности.
1.2. Опасные зоны на строительной площадке.
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников.
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.
3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
Для подъема рабочих на рабочие места при строительстве зданий и сооружений высотой 25м и более необходимо применять грузопассажирские подъемники.
Грузоподъемность подъемника определяется его паспортом.
Монтаж и эксплуатацию подъемников следует производить в соответствии с требованиями инструкции по монтажу и эксплуатации заводов-изготовителей или специализированных организаций, соответствующих норм, указаний, рекомендаций [17, 20-23].
До установки подъемника спланировать площадку и забетонировать плиту с установкой анкерных болтов по кондуктору или опорной раме.
Крепление подъемника к зданию производится по индивидуальному проекту. Подъемник должен быть заземлен.
Подъем на крышу производить после демонтажа башенных кранов. Го-ловка подъемника во время работы кранов должна быть ниже монтажного горизонта не менее чем на 0,5м.
К месту управления подъемником должна быть подведена сигнализация со всех этажей.
Нахождение людей в опасной зоне от действия подъемника (рис.3.5, 3.6) запрещается.
Нерабочее время кабина подъемника должна находиться в нижнем положении.
На этажах против остановки кабины подъемника необходимо устанавливать двери на высоту проема (h=1,8м) и шириной 1,2м. Двери должны иметь специальные запоры, закрываемые с наружной стороны здания. На этажах и крыше для выгрузки материалов и выхода людей из подъемника необходимо устраивать площадку на ширину проема и длиной 1м с пандусом, угол наклона должен быть не более 300. У площадки и пандуса должно быть перильное ограждение.
Над рабочим местом моториста, находящимся за пределами опасной зоны, устанавливается защитный навес 1,0 х 1,5м из досок толщиной 40мм.
Между мотористом и рабочим, производящим приемку грузов, должна быть установлена двусторонняя визуальная связь (или подведена сигнализация).
У подъемника в месте загрузки должен быть установлен стенд, на котором показывается грузоподъемность подъемника, таблица масс грузов с перечнем и количеством грузов и способами затаривания, список ответственных лиц и правила пользования подъемником.
Вдоль опасной зоны выставить предупредительные знаки. Нахождение людей в опасной зоне подъемника в период подъема грузов запрещается. Запрещается также работать на неисправном подъемнике и выходить на грузовую площадку.
Площадка, где устанавливается подъемник, должна быть горизонтальной, пазухи фундаментов должны быть засыпаны и уплотнены в соответствии с требованиями строительных норм и правил до плотности грунта по проекту. Под опорную раму подъемника должна быть выполнена монолитная железобетонная плита или уложены сборные железобетонные дорожные плиты, или специальная плита в соответствии с требованиями инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя. На рис. 3.17 приведен пример конструкции монолитной железобетонной плиты для установки грузопассажирского подъемника МГП-1000В.
Крепление строительного подъемника к конструкциям каркаса зданий производится после выполнения всех узлов каркаса здания в соответствии с рабочим проектом.
Крепление подъемника к зданию производится по проекту, разработанному для данного здания, при условии:
– прочность монолитных конструкций каркаса здания и его узлов к началу эксплуатации подъемника должна быть не менее 70% от проектной прочности; возможность эксплуатации подъемника при меньшей прочности бетона монолитных конструкций здания и его узлов согласовывают с проектной организацией – автором проекта здания;
– возможность крепления подъемника к конструкциям здания и места крепления должны быть согласованы с проектной организацией, разрабатывающей проект на данное здание (или разрабатывающей проект его реконструкции). При необходимости проектный институт разрабатывает проект обеспечения устойчивости здания от воздействия нагрузок, создаваемых подъемником.
У входа в кабину грузопассажирского подъемника у первой остановки (на поверхности земли) устраивается пандус и защитный козырек, аналогичный козырьку входа в здание.
Проемы, у которых останавливается кабина грузопассажирского подъемника или платформа грузового подъемника, должны закрываться дверями со специальными затворами, устанавливаемыми для пассажирского подъемника с наружной стороны двери, а для грузового – с внутренней.
Двери в проемах здания открывают (закрывают) при грузопассажирском подъемнике машинист, а при грузовом подъемнике – рабочие, ответственные за приемку грузов на этажах. Двери проемов, независимо от типа подъемника и условий установки, должны всегда открываться во внутрь помещения.
При строительстве зданий, имеющих балконы (лоджии), устанавливать подъемники необходимо у этих балконов с целью использования балконных дверей для прохода в здание. При этом запрещается складирование грузов на площадках балконов (лоджий).
При установке подъемника у балкона или лоджии нужно использовать балконную дверь, установив на ней с наружной стороны задвижку или шпингалетный затвор. Проход от подъемника к балконной двери огородить с двух сторон ограждением высотой 1,2м от уровня пола платформы до самой низкой точки верхнего горизонтального элемента в соответствии с ГОСТ 12.4.059-89.
Напротив остановки кабины грузопассажирского подъемника должны устанавливаться двери высотой 1800мм и шириной не менее 1200мм для того, чтобы выдвижная площадка или трап подъемника смогли войти во внутрь проема.
При высоте проема менее 1800мм необходимо обеспечить безопасный вход в проем (устроить наклонные козырьки с обеих сторон проема; козырек со стороны кабины не доходит до нее на 350мм; обить козырьки и верх проема мягким материалом, установить предупреждающие знаки, покрасить козырьки в сигнальные цвета, провести дополнительный инструктаж).
Стена существующего здания
Рис.3.17. Пример устройства монолитной железобетонной плиты для установки грузопассажирского подъёмника МГП-1000В
Производство погрузочно-разгрузочных работ при высоте проема менее 1400мм запрещается.
В случае установки подъемника у здания, в котором отсутствуют поэтажные ограждающие конструкции (в том числе парапет на крыше), в обе стороны от установленных дверей вдоль фасада здания не менее чем на 2м в каждую сторону устраивается сплошное ограждение по перекрытию на высоту 1,6м, отвечающее требованиям ГОСТ 12.4.059-89.
Для выхода людей из кабины подъемника и выгрузки материалов в оконные проемы на уровне нижней части оконного проема устраивают приемную площадку на ширину проема и длиной не менее 1м с пандусом, угол наклона которого не должен быть более 300 (рис.3.18).
Приемную площадку и пандус выполняют в соответствии с проектом специализированной организации. Аналогично устраивают площадку с пандусом через парапет при выходе на крышу. Выходить на грузовую платформу строительного подъемника запрещается.
К месту управления грузопассажирским подъемником должна быть подведена сигнализация со всех этажей либо подъемник оборудуют телефонной или радиосвязью с каждым этажом (с каждой приемной площадкой). Линия связи должна быть независимой от электропитания подъемника.
В здании рядом с проемами с наружной и внутренней сторон стен или ограждений должны быть нанесены цифры, соответствующие номерам этажей.
Аппарат управления грузового подъемника должен устанавливаться в месте с достаточной видимостью погрузочно-разгрузочных площадок и за пределами опасной зоны от строящегося здания и подъемника. Места установки определяются в ППР. В нерабочее время рубильник и шкаф электропитания подъемника должны быть обесточены и закрыты на замок.
Не разрешается загружать подъемник сосредоточенным грузом, масса которого превышает 200кг.
Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией подъемников владелец подъемника должен назначить специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией подъемника.
Ответственность за содержание подъемников в исправном состоянии владелец должен возложить на специалиста, в подчинении которого находится персонал, обслуживающий подъемник.
В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ подъемников в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками из числа мастеров, прорабов, начальников участков, а также бригадиров, аттестованное в соответствии с разделом 10 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов», утвержденных 26.01.1971 г.
Для эксплуатации подъемников должны быть назначены: приказом по строительно-монтажной организации лица, ответственные за эксплуатацию электрохозяйства на строительной площадке, лица, занятые приемкой груза на этажах, моторист грузового подъемника, а также стропальщики на подъемник, имеющий консольную стрелу, приказом по организации владельца грузопассажирского подъемника – машинисты.
Рис. 3.18. Привязка выносных площадок для приема грузов.
а – выступающая часть площадки; в – ширина площадки; с – ширина основного настила; d, d1 – размеры привязки площадки; l – размер между площадками не менее 1м.
а – выступающая часть площадки; в – ширина площадки; с – ширина основного настила; d, d1 – размеры привязки площадки; l – размер между площадками не менее 1м.
К управлению подъемником допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие соответствующее удостоверение на право управления данным типом подъемника.
Запрещается передавать управление подъемником другим лицам или работать на неисправном подъемнике.
На все грузы, поднимаемые подъемником, составляют таблицу масс гру-зов, которую вручают проводнику-машинисту, рабочим, производящим загрузку, и вывешивают у мест загрузки и выгрузки подъемника. В таблице указываются масса единицы груза, способы затаривания, максимальное количество грузов и их общая предельная масса, допускаемая к подъему или спуску (табл.3.2)
Таблица 3.2.
Форма таблицы масс грузов, подаваемых на выносную площадку.
№ строки | Наименование | Масса, кг | Количество одновременно поднимаемых грузов | Примечание |
При определении предельной массы груза, перемещаемой грузопассажирским подъемником, необходимо учитывать, что в кабине должен находиться машинист-проводник, поэтому величина предельной массы груза должна быть меньше грузоподъемности подъемника на 100кг. Форма таблицы масс грузов, перемещаемых с помощью подъемника, приведена в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Форма таблицы масс грузов, перемещаемых с помощью подъемника.
№ п/п | Наименование грузов | Марка, размер | Ед. изм. | Способ затаривания | Кол. единиц на один подъем, шт. | Масса единицы груза, кг | Общая масса на один подъем, кг |
1 | Раствор | М-50 | шт. | Носилки | 5 | 60 | 300 |
2 | Рубероид | РБ | шт. | Рулон | 10 | 40 | 400 |
3 | Мастика | Б-1У | шт. | Фляга | 6 | 60 | 360 |
4 | Плитка метлахская | 150х150 | шт. | Ящик | 20 | 20 | 400 |
5 | Кирпич | М-75 | шт. | Тележка Т-200 | 1 | 200 | 200 |
Для грузовых подъемников, имеющих консольную стрелу, в составе ППР должны разрабатываться схемы строповки грузов с таблицей масс грузов и применяемых грузозахватных приспособлений.
Граница опасной зоны для подъемников определяется согласно разд.3.2 и рис.3.5 и 3.6.
Сигнальное ограждение, выставляемое по контуру опасной зоны подъемников, должно отвечать требованиям ГОСТ 23407-78.
Подъездные пути, площадки складирования грузов и навес (размером 1,0 1,5м) для моториста (для грузового подъемника) должны находиться за пределами опасной зоны.
Приближение подъемника, его кабины или платформы грузового подъемника к зданию или его выступающим частям определяется эксплуатационной документацией заводов-изготовителей.
Совместная работа строительного подъемника с грузоподъемными кранами производится в соответствии с таблицей совместной безопасной работы, при этом
монтажная консоль подъемника всегда должна быть ниже монтажного горизонта не менее чем на 0,5м.
Перемещение стрелы крана с грузом на крюке над подъемником возможно только при неработающем подъемнике.
На период работы крана в зоне работы подъемника последний должен быть отключен, а ключи от шкафа электропитания, рубильника, дверей кабины, нижнего ограждения подъемника должны находиться у машиниста подъемника. Работа подъемника прекращается при условии, если расстояние от опасной зоны крана до подъемника менее 2м, опасная зона при этом определяется по высоте перемещения над уровнем выхода из кабины.
Для обеспечения совместной безопасной работы кранов и подъемников предусматривается установка единого рубильника для кранов и подъемников – в одном положении рубильника работает только кран, в другом – только подъемник, в третьем – линия обесточена и механизмы не работают. Установка в соответствующее положение рубильника производится лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами.
При совместной работе крана и подъемника на монтажном горизонте у подъемника может устраиваться световая сигнализация, которая включается с включением электропитания подъемника, и во время ее свечения крановщик не должен подводить к подъемнику груз на величину опасной зоны, предусмотренной в ППР. По мере возведения здания сигнализация переставляется с одного монтажного горизонта на другой. Световая сигнализация должна быть хорошо видна из кабины крана.
О совместной работе грузопассажирского подъемника и башенного крана в соответствии с графиком их работы с машинистом-проводником и машинистом крана проводится специальный инструктаж с записью в журналы этих машин.
Основные правила пользования подъемником должны быть вывешены на площадках, с которых загружают или разгружают кабину.
Правила пользования подъемником должны содержать способ загрузки, способ сигнализации, порядок обслуживания дверей дежурными рабочими, запрещение выхода людей на платформу грузовых строительных подъемников, запрещение загружать кабину огне- и взрывоопасными грузами и ядовитыми жидкостями в стеклянной таре без специальной упаковки и другие указания по обслуживанию подъемников.