Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов

Принудительное ограничение зоны работы крана
Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М.,  Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.

Введение.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности.
1.2. Опасные зоны на строительной площадке.
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников.
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения  безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности  труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.

3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.

3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.

3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.

3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.

     Принудительное ограничение зоны работы крана направлено на недопущение возникновения опасной зоны их работы в местах нахождения людей [9].
     Обычно эти мероприятия предусматривают в стесненных условиях, когда опасная зона работы крана выходит за возможные границы строительной площадки или при наличии на строительной площадке помещений, где находятся или могут находиться люди.
     Пример с принудительным ограничением зоны обслуживания дан на (рис.3.19). На схеме показано ограничение зоны обслуживания краном с помощью принудительного ограничения угла поворота стрелы
α в стесненных условиях.
     Ограничение зоны работы крана достигается путем:
  • ограничения перемещения крана;
  • ограничения вылета стрелы;
  • ограничение высоты подъема груза.
     Разработан ряд автоматизированных систем ограничения зон работы крана [19]. Эти системы ограничивают перемещение крана, его стрелы и груза в заданных пределах по вертикали и горизонтали. Они автоматически блокируют (отключая) соответствующие приводы механизмов крана при падении груза в зону запрета или при угрозе столкновения стрелы или груза с объектами, входящими в зону ограничения, а также подавая предупредительные звуковые сигналы при приближении стрелы крана или груза к границе запрета.
     На строительных объектах Москвы успешно эксплуатируются системы ограничения зон работы крана (СОЗР) [19]. Система осуществляет управление приводами крана и выделяет зоны, в которые не должен попадать груз и стрела крана, груз, ограничения высоты проноса груза.
     По команде датчиков (рис.3.20) система определяет местонахождения крана. Стрелы, вылета груза и высоты подъема грузовой подвески на строительной площадке, сравнивая полученные координаты с данными, заложенными в «блоке параметров строительной площадки» (БПСП). По результатам сравнения система выдает релейные сигналы управления на соответствующие приводы крана:
  • движение крана по рельсовому пути (ДПК);
  • поворота стрелы (ДПС);
  • движения вылета груза (ДВГ);
  • движения крюковой подвески (ДВП).

Ограничение поворота стрелы крана и привязка этих ограничений при работе стрелового крана в стесненных условиях
Рис. 3.19. Ограничение поворота стрелы крана и привязка этих ограничений при работе стрелового крана в стесненных условиях.
α – угол ограничения поворота стрелы; α1 – угол привязки ограничения поворота стрелы к оси здания; X1, Y1, X2, Y2 – координаты угла ограничения поворота стрелы; A, Б – привязка стоянки крана к осям здания.





Система автоматизированного ограничения зоны работы крана СОЗР–1
Рис. 3.20. Система автоматизированного ограничения зоны работы крана СОЗР–1 [19]
ДВГ – датчик вылета грузовой каретки; ДВП – датчик высоты подъема крюка; ДПС – датчик углового положения стрелы; ДПК – датчик положения крана на подкрановом пути; БУ – блок управления; А/D – преобразователь аналогового сигнала; РУ – решающее устройство; БЛСП – блок параметров строительной площадки; БПИР – блок питания и исполнительное реле; У – усилитель и согласователь; Р – реле.

     В результате становится возможным выделить границы, за которые не должен попадать груз и стрела крана, ограничить высоту проноса груза.
Зоны ограничения указывают на стройгенплане.
Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения электродвигателей запрещается.
     Угол принудительного ограничения привязывают к оси рельсового кранового пути или оси башни крана в зависимости от типа кранов.
     В проектах производства работ (ППР) угол ограничения поворота стрелы обозначается в координатах и в градусах (рис.3.19). По линии лучей угла ограничения поворота стрелы (а также линиям принудительного ограничения зоны обслуживания) в ППР указывают запрещающие знаки [37], а перед ними (со стороны перемещения стрелы) – предупреждающие знаки. При этом расстояние между линиями ограничения и предупреждения в ППР принимается не менее 7,0м.
Крановщик обязан не менее чем за 1м до предупреждающего знака снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.
     Знаки устанавливаются из расчета возможности крановщика видеть границу зоны обслуживания, но не менее двух знаков каждого типа на один луч угла или одну линию зоны ограничения. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках. В отдельных случаях, когда не представляется возможным установить знаки на стойках (в зоне крановых путей, на проезжей части дороги и т.п.), допускается:
  • подвеска знаков на натянутом канате или специальном кронштейне;
  • фиксированная укладка знаков в горизонтальном положении так, чтобы они не могли быть сдвинуты и в то же время не мешали движению транспорта.
     Между подвешенными знаками и проезжей частью дороги должен обеспечиваться дорожный габарит, равный 4,5м. Знаки, расположенные горизонтально, должны периодически очищаться и обновляться.
     Для уменьшения величины опасной зоны на башенных кранах может устанавливаться в соответствующем положении (а не только в верхнем) ограничитель высоты подъема, который по мере возведения здания (сооружения) может периодически переставляться в новое положение.
     Для уменьшения величины опасной зоны в стесненных условиях допускается ограничение высоты подъема груза при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при прокладке подземных коммуникаций, возведении подземных частей зданий и сооружений с разработкой организационно-технических мероприятий.
     При ограничении высоты подъема груза до 4÷6 м в соответствии с организационно-техническими мероприятиями в установленной зоне обслуживания груз не должен быть поднят на высоту, более принятой в ППР. На местности эта зона по всему контуру обозначается специальными знаками [37] с поясняющей надписью о запрещении подъема груза на высоту, более принятой в ППР. Специально назначенный сигнальщик из числа наиболее опытных стропальщиков визуально контролирует высоту подъема груза. Место нахождения сигнальщика показывается на чертежах. Между крановщиком башенного крана и стропальщиком должна быть обеспечена радиосвязь. Мероприятия по визуальному ограничению высоты подъема подлежат согласованию с местным органом Госгортехнадзора.
     Работы, выполняемые в стесненных условиях с ограничением зоны обслуживания или высоты подъема, должны производиться по наряду-допуску на производство работ в зонах действия опасных производственных факторов.
Время производства работ по тому или иному ограничению зоны обслуживания краном должно быть записано в вахтенном журнале крановщика, и подтверждаться, каждый раз перед сменой ограничения зоны обслуживания краном. Одновременно переставляются знаки безопасности.


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Google
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0