Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников
Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.
Введение.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности.
1.2. Опасные зоны на строительной площадке.
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников.
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.
3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников.
Одной из самых острых проблем в строительстве остается [1-6] аварийность и травматизм при установке, работе, демонтаже кранов и подъемников.
Ниже приводятся примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников в строительстве.
Пример 1. На строительстве здания при подъеме панели перекрытия башенным краном произошел отрыв башни от поворотного круга ходовой тележки и кран упал. Авария произошла из-за разрушения крепежных болтов зубчатого венца опорно-поворотного круга в ходовой раме [2].
Пример 2. На строительстве здания при опускании автокраном порожней тары из-за поломки предохранительного устройства, предназначенного для предупреждения схода каната с блока стрелы, произошло падение крана на стену здания. Аварии способствовало то, что при замене стрелового каната был установлен канат диаметром 19мм вместо 21мм по паспорту [2].
Пример 3. При подъеме башенным краном панели перекрытия массой 8т на высоту 10м от земли и повороте стрелы с грузом в сторону здания произошло падение крана на строительную площадку. Расследованием установлено, что при установленном вылете стрелы 20,2м грузоподъемность крана составляет 5т. Перегрузка крана составила более 68% и была допущена в результате неисправности ограничителя грузоподъемности [2].
Пример 4. При подъеме пневмоколесным краном фундаментной подушки на высоту 5м от земли произошел обрыв каната, и стрела вместе с грузом упала в котлован. Расследованием установлено, что обрыв стрелового каната произошел из-за большого зазора (16мм) между ребордами блока и устройством, исключаю-
Рис. 1.1. Авария, связанная с падением башенного крана
на строительной площадке.
Рис. 1.2. Авария башенного крана из-за просадки его опорных элементов [1].
щим спадание каната с блока. При этом происходил недопустимый износ оси блока и каната [2].
Пример 5. На строительстве плотины гидроэлектростанции при подъеме гусеничным краном бункера с бетоном кран опрокинулся и упал с высоты 40м в котлован. Авария произошла в результате неправильной установки крана вблизи котлована [2].
Пример 6. При подъеме гусеничным краном контейнера с кирпичом застропленного 4-х ветвевым стропом, произошел обрыв одной из строп. Падающим кирпичом был травмирован рабочий. Причиной аварии явилось использование бракованного стропа [2].
Пример 7. Гусеничный кран был установлен на расстоянии менее 0,5м от стены здания. При очередном подъеме элемента стропальщик едва не был прижат поворотной частью крана к стене строящегося здания, но крановщик успел остановить машину [2].
Пример 8. На строительстве здания кран был установлен вблизи линии электропередачи с нарушением правил безопасности. При подъеме стрела коснулась проводов линии электропередачи. Один из рабочих был травмирован электротоком [2].
Пример 9. При строительстве 32-этажного жилого комплекса «Алые Паруса», с высоты 15-16 этажа сорвалась платформа грузового подъемника с тремя рабочими при подъеме емкости с раствором бетона. Рабочие погибли из-за обрыва троса подъемника [3].
Пример 10. При демонтаже башенного крана итальянского производства произошло обрушение верхней части крана вместе со стрелой. При падении элементов конструкций крана за пределы строительной площадки, едва не была задета автобусная остановка. Погиб итальянский специалист, руководящий демонтажем крана (Рис.1.1.) [4].
Пример 11. На рис.1.2 показаны последствия потери устойчивости башенного крана и его падение из-за просадки его опорных элементов [1]. Этот случай падения башенного крана HDT-70 компании «Potain» (Франция) произошел 07 декабря 2003 года в г.Москве. На рис.1.3 представлены аварии кранов, связанных с нарушением правил безопасности работ при их демонтаже [1].
Пример 12. На рис 1.4 показаны обстоятельства падения с высоты 250м двух башенных кранов при строительстве самого высокого здания в мире [5]. Оба крана работали на 54 этаже металлического каркаса строящегося 507 метрового здания Тайпейского финансового центра на Тайване (см. рис.1.4.а). Краны оторвались при толчке землетрясения силой 6,8 баллов по шкале Рихтера (см. рис.1.4.b). Один упавший кран разбил пять автомобилей (см. рис.1.4.c) на прилегающей городской магистрали. Другой кран рухнул на кровлю 7-го этажа подиума на северной стороне основного здания. Машинисты обоих кранов, вместе с тремя другими рабочими погибли, 23 человека были ранены [5].
а)
b)
Рис. 1.3. Аварии башенных кранов, связанных с нарушением
правил безопасности работ при их демонтаже.
правил безопасности работ при их демонтаже.
a)
b)
c)
Рис.1.4. Аварии двух башенных кранов при строительстве самого высокого здания (507м) в мире (Тайвань) [5]
a – общий вид строящегося здания; b – момент аварии; c – последствия аварии.
a – общий вид строящегося здания; b – момент аварии; c – последствия аварии.