Главная » Каталог статей » Безопасность жизнедеятельности » Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов

Обеспечение безопасности при установке кранов
Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М.,  Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.

Введение.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности.
1.2. Опасные зоны на строительной площадке.
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников.
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения  безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности  труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.

3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.

3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.

3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.

     Безопасность труда при использовании башенных кранов во многом зависит от правильного устройства крановых путей.
     Устройство и содержание рельсовых крановых путей строительных башенных и рельсовых стреловых кранов производится в соответствии с ГОСТ Р 51248-99 [16] и проектом, разработанным специализированными организациями или предприятиями-изготовителями кранов, а также в соответствии с разделом 8 «Крановый путь» «Правил…» Госгортехнадзора России [15].
     Устройство кранового пути (исключая пути железнодорожных кранов) должно производиться по проекту, разработанному специализированной организацией или предприятием-изготовителем крана, имеющими соответствующие лицензии.
     Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей показаны на рис.3.8.
Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций. Поземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформаций и разрушения.
Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство, выполняемое в виде продольных водоотводных канав, устраиваемых на всю длину земляного полотна с включением их в общий водоотвод строительной площадки. Водоотводные канавы с уклоном дна не менее 0,003 следует располагать по оси пути и со стороны рельсового пути, противоположной возводимому объекту.
     Поперечный профиль водоотводных канав должен быть трапецеидальной формы глубиной не менее 0,35, шириной по дну не менее 0,25 с откосами при песчаных и супесчаных грунтах 1:1,5, при остальных грунтах 1:1, исключая скальные. В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 0,25м с откосами 1:0,2.
На подготовленную площадку земляного полотна укладывается балласт-ная призма.
     У мест подхода к рельсовому крановому пути, крану или шкафу электропитания крана на водоотводных канавах устраиваются переходные мостики или участки канав засыпаются высокодренирующими материалами или грунтом с укладкой асбоцементных, керамических или пластмассовых труб. Ширина мостика или засыпки (поверху) – 1м.
     Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.
Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1м в каждую сторону.
     На рельсовом крановом пути предусматривается участок длиной 12,5м с допускаемыми поперечными и продольными уклонами не более 0,002 для стоянки крана в нерабочем состоянии. На ограждении рельсовых крановых путей вывешивается табличка с надписью «Место стоянки крана». Место стоянки крана в нерабочем состоянии показывается в технологической схеме.



Устройство кранового пути
Рис. 3.8. Устройство кранового пути.
А – инвентарный тупиковый упор; Б – инвентарная линейка ограничителя передвижения крана; 1 – скобы; 2 – рельс; - 3 – брусок из дерева твердой породы.

     Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке – не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25м.
     Минимальная длина рельсового кранового пути – два звена (25,0м). В стесненных условиях городской застройки в соответствии с письмом Управления механизации и технологии строительства Госстроя СССР от 30.06.89 г. № 13-406 разрешается эксплуатация крана на одном звене пути по специальному проекту, отражающему специфические условия. В этом случае необходимо строго соблюдать требования части уклона пути, установки тупиковых упоров и выключающих линеек, а также требования по допустимым нагрузкам на грунт над пересекаемыми инженерными коммуникациями и требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию кранов в конкретных условиях. Одним из вариантов устройства рельсового кранового пути из одного звена на полушпалах является устройство под него жесткого основания, исключающего просадку, из полушпал, укладываемых дополнительно в районе ходовых тележек.
     Кран, установленный на одно звено пути, считается стационарным.
     Рельсовые крановые пути ограждаются в соответствии с ГОСТ 23407-78 высотой 0,8-1,2м. Ограждение рельсовых путей со стороны строящегося здания может не ставиться, но в торцах путей оно должно обязательно примыкать к зданию. Приближение ограждения к торцам рельсовых крановых путей не нормируется. Примеры конструкций ограждения рельсовых крановых путей даны на рис.3.9., 3.10.


Пример конструкции ограждения кранового пути высотой 1600мм 
Пример конструкции ограждения кранового пути высотой 1600мм
Рис. 3.9. Пример конструкции ограждения кранового пути высотой 1600мм.
1 – стойка; 2 – патрубок; 3 – полускоба; 4 – рамка вертикальная; 5 – рамка горизонтальная; 6 – стержень вертикальный; 7 – стержень горизонтальный.

 
Инвентарное ограждение рельсовых путей башенных кранов
Инвентарное ограждение рельсовых путей башенных кранов
Рис. 3.10. Инвентарное ограждение рельсовых путей башенных кранов.
1 – стойка: 2 – скоба; 3 – полускоба; 4 -анкер; 5 – гильза; 6- опора.


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar