Главная » Каталог статей » Пожарная безопасность » Пожарная безопасность высотных зданий и подземных автостоянок

Пожарная безопасность при проектировании и эксплуатации подземных автостоянок
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ АВТОСТОЯНОК
   К подземным автостоянкам относятся этажи при отметке пола помещения ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты этого помещения. Проектирование автостоянок под зданиями класса Ф1.1 и 4.1, т.е. под зданиями детских дошкольных учреждений, школ, профессиональных училищ, не допускается. Для подземных автостоянок не допускается хранения и въезд автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе.
   Требуемую степень огнестойкости, допустимую этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать по табл.10 (СНиП 21-02-99). Категория подземных гаражей по взрывопожарной и пожарной опасности – В, определяется в соответствии с НПБ 105-95.
Таблица 10
Степень огнестойкости зданияКласс конструктивной пожарной опасности зданияЭтажность пожарного отсекаПлощадь этажа в пределах пожарного отсека, м2
IСО5
3000
IIСО3
3000

   Служебные помещения обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, кладовые для багажа клиентов следует размещать на верхних этажах подземной автостоянки.
   Служебные и другие (указанные выше) помещения должны быть отделены от помещений для хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа, т.е. иметь предел огнестойкости не менее 45 минут по EI (Птр ≥ EI45).
   В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.
   В подземных автостоянках при двух этажах и более выходы из поземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматривать через поэтажный тамбур – шлюз с подпором воздуха при пожаре. Ширина лестничных маршей эвакуационных выходов должна быть не менее 1 м.
   При размещении автостоянок в жилых зданиях, жилые комнаты размещать непосредственно над автостоянками не допускается, т.е. жилые помещения необходимо разделять нежилым этажом. В перекрытиях подземных автостоянок следует предусматривать устройства для отвода воды при тушении пожара.
   В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода. Расчётный расход воды для подземных автостоянок с двумя этажами и более должен составлять 20 л в секунду.
1. Эвакуация людей при пожаре.
   Число выездов и въездов (число рампы для движения автомобилей) для подземных автостоянок определяется в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах с учётом режима их использования, расчётной интенсивностью использования, планировочных решений и др. Как правило, тип и число рампы могут применяться при количестве автомобилей: до 100 – одна однопутная рампа с соответствующей сигнализацией; до 1000 – одна двухпутная рампа или две однопутные; свыше 1000 – две двухпутные.
   При этом въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.
   В подземных автостоянках общие для всех этажей рампы должны быть изолированы (отделены) на каждом этаже от помещения для хранения автомобилей противопожарными перегородками, воротами или тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре. Пределы огнестойкости ограждающих конструкций и требования к тамбур-шлюзам определяются СНиП 21-01-99 и МГСН 5.01.94* (табл. 11).
   Двери и ворота в противопожарных преградах тамбур-шлюзов должны быть оборудованы автоматическими устройствами запирания при пожаре.
   С каждого этажа пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее 2-х рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно или в лестничные клетки.
Таблица 11

   Допустимое расстояние от наиболее удалённого места хранения автомобилей до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по табл. 12 (СНиП 21-02-99).
Таблица 12

   В зданиях автостоянок, в которых рампа одновременно служит эвакуационным выходом, с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м.
   Лестницы в качестве путей эвакуации должны иметь не менее 1 м по ширине.
   Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек следует предусматривать вблизи ворот противопожарную дверь (калитку) с высотой порога не более 15 см.
   Для возможности прокладки пожарных рукавов в нижней части ворот необходимо предусматривать люки с самозакрывающейся заслонкой размером 20х20 см. В помещениях для хранения автомобилей и на рампах должны предусматриваться меры по предотвращению возможного растекания топлива при пожаре и в других нештатных случаях.
   В подземных автостоянках, имеющих более 2-х этажей, необходимо предусматривать не менее одного лифта с режимом работы «перевозка пожарных подразделений» по НПБ 250-97.
   Покрытие полов следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени не ниже РП1, т.е. использовать материалы не распространяющие пламя. В местах проезда и хранения автомобилей высота помещения должна быть не ниже 2 м и быть выше на 0,2 м высоты самого наибольшего автомобиля.
Габариты стоянки одного автомобиля:
- 0,5×2,3 м – минимальный размер стоянки одного автомобиля;
- 5,0×3,5 м – для автомобилей инвалидов с креслами-колясками.
Требования к уклону рампы:
- продольный уклон до 18%;
- криволинейный уклон до 13%;
- уклон без защиты атмосферных осадков до 10%;
- в рампах с пешеходным движением должен быть запроектирован тротуар шириной не менее 0,8м.
Газобаллонные автомобили хранить в подземных стоянках запрещено!
2. Отопление, вентиляция, противопожарная защита.
   Система отопления должна обеспечивать в местах хранения автомобиля температуру не ниже +50С. В помещениях обслуживающего персонала температура должна соответствовать характеру выполняемой работы по ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».
   Приточно-вытяжные системы вентиляции должны быть разделены для каждого этажа и для технических помещений. В вентиляционных воздуховодах в местах их пересечения с противопожарными перегородками должны устанавливаться открытые огнезадерживающие клапаны. Предел огнестойкости этих клапанов должен соответствовать: EI30. Системы противодымной вентиляции предусматриваются для удаления продуктов горения с каждого этажа: из помещений хранения автомобилей; из изолированных рамп.
   Приточная противодымная вентиляция, обслуживающая тамбур-шлюзы, шахты лифтов и лестничные клетки, должна предусматривать подачу (подпор) воздуха через нормально-закрытые противопожарные клапаны с переделом огнестойкости EI60. При пожаре должно быть обеспечено отключение общеобъемной вентиляции. Управление противодымной вентиляции должно осуществляться автоматически от пожарной сигнализации или с центрального пульта управления противопожарными системами.
3. Электроснабжение.
   Надежность системы электроснабжения подземных гаражей обеспечивается по I категории, т.е. при прекращении основного электроснабжения резервные включатели автоматически срабатывают.
4. Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация.
   Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать вне зависимости от числа этажей подземной автостоянки.
   Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы все помещения, кроме санузлов и вентиляционных камер.
   Подземную автостоянку вместимостью более 100 машин-мест необходимо оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СО-УА), в которую включаются:
- диспетчерский пульт управления;
- сеть громкоговорящих устройств и линий связи;
- световые указатели направления движения по пути эвакуации;
- независимое от основного освещения эвакуационного освещение, т.е. питающееся от отдельного источника электроснабжения.
5. Противопожарный водопровод.
   В подземных автостоянках с двумя этажами и более, внутренний пожарный водопровод и системы автоматического пожаротушения должны выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.
   Расчетный расход воды на пожаротушение для автостоянок с двумя этажами и более – 20 л в секунду.
   Размещение оросительной спринклерной системой автоматического пожаротушения должно обеспечивать напор у действующего оросителя (спринклера) не менее 0,05 МПа (0,5 кГс/см2) и должно обеспечивать орошение всех стеклянных поверхностей автомобиля.
6. Требования к эксплуатации подземных автостоянок.
   Все помещения автостоянки должны иметь указания о запрещении курения.
   Автостоянки должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с «Правилами пожарной безопасности РФ» от 2003 года (ППБ-01-03).
Работоспособность инженерных систем противопожарной защиты должны проверяться не реже двух раз в год с составлением соответствующего акта с участием представителя пожарного надзора.
   Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в соответствии с ППБ-01-03 [2].

Похожие материалы
Всего комментариев: 1
avatar
1 Дмитрий • 14:07, 15.10.2013
Парни, у кого на объектах возникал вопрос про монтаж или адаптацию незаложенных в смете систем оповещения при пожаре (СО или СОУЭ).
Где требуют делать это дополнительно, из-за чего возникают допы (в % от 100% объектов)?
avatar