Пожарная безопасность при проектировании и эксплуатации подземных автостоянок
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ АВТОСТОЯНОК
К подземным автостоянкам относятся этажи при отметке пола помещения ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты этого помещения. Проектирование автостоянок под зданиями класса Ф1.1 и 4.1, т.е. под зданиями детских дошкольных учреждений, школ, профессиональных училищ, не допускается. Для подземных автостоянок не допускается хранения и въезд автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе.Требуемую степень огнестойкости, допустимую этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать по табл.10 (СНиП 21-02-99). Категория подземных гаражей по взрывопожарной и пожарной опасности – В, определяется в соответствии с НПБ 105-95.
Таблица 10
Степень огнестойкости здания | Класс конструктивной пожарной опасности здания | Этажность пожарного отсека | Площадь этажа в пределах пожарного отсека, м2 |
I | СО | 5 | 3000 |
II | СО | 3 | 3000 |
Служебные помещения обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, кладовые для багажа клиентов следует размещать на верхних этажах подземной автостоянки.
Служебные и другие (указанные выше) помещения должны быть отделены от помещений для хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа, т.е. иметь предел огнестойкости не менее 45 минут по EI (Птр ≥ EI45).
В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.
В подземных автостоянках при двух этажах и более выходы из поземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматривать через поэтажный тамбур – шлюз с подпором воздуха при пожаре. Ширина лестничных маршей эвакуационных выходов должна быть не менее 1 м.
При размещении автостоянок в жилых зданиях, жилые комнаты размещать непосредственно над автостоянками не допускается, т.е. жилые помещения необходимо разделять нежилым этажом. В перекрытиях подземных автостоянок следует предусматривать устройства для отвода воды при тушении пожара.
В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода. Расчётный расход воды для подземных автостоянок с двумя этажами и более должен составлять 20 л в секунду.
1. Эвакуация людей при пожаре.
Число выездов и въездов (число рампы для движения автомобилей) для подземных автостоянок определяется в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах с учётом режима их использования, расчётной интенсивностью использования, планировочных решений и др. Как правило, тип и число рампы могут применяться при количестве автомобилей: до 100 – одна однопутная рампа с соответствующей сигнализацией; до 1000 – одна двухпутная рампа или две однопутные; свыше 1000 – две двухпутные.
При этом въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.
В подземных автостоянках общие для всех этажей рампы должны быть изолированы (отделены) на каждом этаже от помещения для хранения автомобилей противопожарными перегородками, воротами или тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре. Пределы огнестойкости ограждающих конструкций и требования к тамбур-шлюзам определяются СНиП 21-01-99 и МГСН 5.01.94* (табл. 11).
Двери и ворота в противопожарных преградах тамбур-шлюзов должны быть оборудованы автоматическими устройствами запирания при пожаре.
С каждого этажа пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее 2-х рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно или в лестничные клетки.
Таблица 11
Таблица 12
Лестницы в качестве путей эвакуации должны иметь не менее 1 м по ширине.
Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек следует предусматривать вблизи ворот противопожарную дверь (калитку) с высотой порога не более 15 см.
Для возможности прокладки пожарных рукавов в нижней части ворот необходимо предусматривать люки с самозакрывающейся заслонкой размером 20х20 см. В помещениях для хранения автомобилей и на рампах должны предусматриваться меры по предотвращению возможного растекания топлива при пожаре и в других нештатных случаях.
В подземных автостоянках, имеющих более 2-х этажей, необходимо предусматривать не менее одного лифта с режимом работы «перевозка пожарных подразделений» по НПБ 250-97.
Покрытие полов следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени не ниже РП1, т.е. использовать материалы не распространяющие пламя. В местах проезда и хранения автомобилей высота помещения должна быть не ниже 2 м и быть выше на 0,2 м высоты самого наибольшего автомобиля.
Габариты стоянки одного автомобиля:
- 0,5×2,3 м – минимальный размер стоянки одного автомобиля;
- 5,0×3,5 м – для автомобилей инвалидов с креслами-колясками.
Требования к уклону рампы:
- продольный уклон до 18%;
- криволинейный уклон до 13%;
- уклон без защиты атмосферных осадков до 10%;
- в рампах с пешеходным движением должен быть запроектирован тротуар шириной не менее 0,8м.
Газобаллонные автомобили хранить в подземных стоянках запрещено!
2. Отопление, вентиляция, противопожарная защита.
Система отопления должна обеспечивать в местах хранения автомобиля температуру не ниже +50С. В помещениях обслуживающего персонала температура должна соответствовать характеру выполняемой работы по ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».
Приточно-вытяжные системы вентиляции должны быть разделены для каждого этажа и для технических помещений. В вентиляционных воздуховодах в местах их пересечения с противопожарными перегородками должны устанавливаться открытые огнезадерживающие клапаны. Предел огнестойкости этих клапанов должен соответствовать: EI30. Системы противодымной вентиляции предусматриваются для удаления продуктов горения с каждого этажа: из помещений хранения автомобилей; из изолированных рамп.
Приточная противодымная вентиляция, обслуживающая тамбур-шлюзы, шахты лифтов и лестничные клетки, должна предусматривать подачу (подпор) воздуха через нормально-закрытые противопожарные клапаны с переделом огнестойкости EI60. При пожаре должно быть обеспечено отключение общеобъемной вентиляции. Управление противодымной вентиляции должно осуществляться автоматически от пожарной сигнализации или с центрального пульта управления противопожарными системами.
3. Электроснабжение.
Надежность системы электроснабжения подземных гаражей обеспечивается по I категории, т.е. при прекращении основного электроснабжения резервные включатели автоматически срабатывают.
4. Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация.
Автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать вне зависимости от числа этажей подземной автостоянки.
Автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы все помещения, кроме санузлов и вентиляционных камер.
Подземную автостоянку вместимостью более 100 машин-мест необходимо оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СО-УА), в которую включаются:
- диспетчерский пульт управления;
- сеть громкоговорящих устройств и линий связи;
- световые указатели направления движения по пути эвакуации;
- независимое от основного освещения эвакуационного освещение, т.е. питающееся от отдельного источника электроснабжения.
5. Противопожарный водопровод.
В подземных автостоянках с двумя этажами и более, внутренний пожарный водопровод и системы автоматического пожаротушения должны выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.
Расчетный расход воды на пожаротушение для автостоянок с двумя этажами и более – 20 л в секунду.
Размещение оросительной спринклерной системой автоматического пожаротушения должно обеспечивать напор у действующего оросителя (спринклера) не менее 0,05 МПа (0,5 кГс/см2) и должно обеспечивать орошение всех стеклянных поверхностей автомобиля.
6. Требования к эксплуатации подземных автостоянок.
Все помещения автостоянки должны иметь указания о запрещении курения.
Автостоянки должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с «Правилами пожарной безопасности РФ» от 2003 года (ППБ-01-03).
Работоспособность инженерных систем противопожарной защиты должны проверяться не реже двух раз в год с составлением соответствующего акта с участием представителя пожарного надзора.
Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в соответствии с ППБ-01-03 [2].