Корректировочный курс русского языка
[
· Скачать (1.02 Mb)
]
Корректировочный курс русского языка.
Учебное пособие для иностранных студентов 1 – 2 курсов строительных вузов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
УРОК 1. Части речи. Исходная форма слова. Семантические группы существительных. Понятие о модели предложения. Распространители модели предложения и её компонентов (слово и словосочетание). Работа с текстом.
УРОК 2. Распространители модели предложения (сложноподчинённые предложения). Способы выражения условно-временной и причинно-следственной зависимости. Словообразование. Отглагольные существительные со значением процесса действия. Работа с текстом.
УРОК 3. Распространители модели предложения (продолжение). Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Деепричастный оборот. Работа с текстом.
УРОК 4. Распространители модели предложения и её компонентов (продолжение): придаточные предложения, причастия. Образование действительных (активных) причастий настоящего времени. Причастный оборот. Работа с текстом.
УРОК 5. Распространители модели предложения и её компонентов (продолжение): активное причастие прошедшего времени. Работа с текстом.
УРОК 6. Распространители модели предложения и её компонентов (продолжение): страдательные (пассивные) причастия настоящего и прошедшего времени. Образование страдательных причастий. Причастный оборот. Работа с текстом.
УРОК 7. Способы выражения предиката. Краткая форма причастий. Образование и употребление краткой формы причастия. Работа с текстом.
УРОК 8. Активные и пассивные конструкции совершенного и несовершенного вида. Работа с текстом. Тесты 1-4.
УРОК 9. Модель предложения и его модификации. Способы выражения необходимости, возможности, долженствования действия. Способы выражения фаз действия. Авторизация предложения. Работа с текстом.
УРОК 10. . Типовое значение предложения и способы его выражения. Способы выражения признака предмета. Порядок слов в предложении и его значение. Тесты 1-2.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие по русскому языку адресовано студентам иностранцам, владеющим русским языком в объёме программы по русскому языку для иностранных учащихся начального этапа обучения. Оно рассчитано на 60-80 часов аудиторного времени (I семестр обучения).
Пособие построено на содержательном материале учебно-научной сферы общения с установкой на овладение общенаучной и специальной языковой базой, что даёт возможность ввести учащихся в необходимую для них учебно-научную сферу профессионального общения. Цель корректировочного курса – подготовить учащихся к восприятию материала, являющегося содержанием основного курса. В центре внимания корректировочного курса находится предложение. Поэтому здесь рассматриваются такие грамматические понятия, как части речи; семантические группы внутри знаменательных частей речи, главным образом имён существительных; субъект и предикат (модель предложения) как ядро предложения, несущее основную информацию; распространители субъекта и предиката, несущие дополнительную информацию.
Корректировочный курс состоит из 1О уроков, каждый из которых содержит теоретическую часть, комплекс лексико-грамматических упражнений, текст научного или научно-популярного содержания, задания для
совершенствования коммуникативно-речевых умений. Каждый урок подразделяется на две части – языковую и речевую. Взаимосвязь между ними осуществляется путём подбора текстов, содержащих языковой материал урока, а также подбором содержательного материала для упражнений, соответствующего тематике текста. Языковая часть урока – это грамматический комментарий, представленный в виде теоретических справок и таблиц, и комплекс лексико-грамматических упражнений по корректировке языкового материала, изучавшегося на начальном этапе обучения, но тем не менее представляющего определённые трудности для студента-иностранца. Это действительные и страдательные причастия, их образование и употребление; причастный оборот и его синонимические замены; краткие причастия, их образование и употребление; активные и пассивные конструкции несовершенного и совершенного вида; деепричастия, их образование и употребление; деепричастный оборот и его синонимические замены. Кроме того, рассматриваются некоторые особенности выражения модальной и фазовой модификаций предложения, субъектированные способы передачи информации, построение предложения и некоторые способы его прогрессии в научный текст.
Так как учебное пособие предполагает работу в среде учащихся с разным уровнем языковой компетенции, указанные темы представлены достаточно полно и включают как элементарные сведения, так и достаточно сложные факты русской грамматики.
Цель языковой части урока – формирование у учащихся прочной языковой базы на специально отобранном материале. Целью речевой части урока является формирование устойчивых навыков в таких видах речевой
деятельности, как чтение, говорение, письмо.
Текстовый материал отражает содержание некоторых дисциплин, которые изучаются студентами на первом курсе строительного вуза (химия, геодезия, строительное черчение). Он направлен на формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся, а также служит источником информации, представляющей интерес для будущего инженера-строителя. Все тексты оригинальные, подвергались незначительной адаптации и
сокращениям, взяты из учебной литературы студентов, энциклопедий, научно-популярных журналов.
Работа с текстом сопровождается комплексом заданий – предтекстовых, притекстовых и послетекстовых. Предтекстовая часть включает разнообразные лексико-грамматические задания на основе материала, необходимого для понимания содержания текста. Они способствуют развитию языковой догадки, формируют навыки словообразования, закрепляют знание управления и сочетаемости слов, которые составляют активную общенаучную лексику и лексику специальных дисциплин. Притекстовая часть включает задания по чтению с различными целевыми установками. Структура послетекстовых заданий способствует формированию навыков чтения и развитию связанных с ним других речевых навыков (говорение и письмо).
Послетекстовые задания ставят своей целью проверку понимания содержания текста; прогнозирование его содержания по названию и ключевым словам; извлечение главной информации; свёртывание информации и её расширение; составление назывного и тезисного планов; воспроизведение информативного содержания текста по различным опорам; продуцирование монологического высказывания по аналогии с прочитанным текстом; выражение собственного отношения к прочитанному. Выполнение этих заданий предполагает неоднократное обращение к тексту с использованием различных видов чтения.
Использование данного пособия позволяет учащимся совершенствовать своё владение русским языком.
Автор выражает глубокую благодарность рецензентам д.п.н. академику И.В. Михалкиной и к.ф.н. доценту Е. В. Казаковой за ценные замечания и рекомендации, а также преподавателям кафедры русского языка МГСУ,
принявшим участие в обсуждении рукописи учебного пособия, за предложения, направленные на его улучшение.
Издательство: Типография МГСУ
Автор: В.П. Крылова.
Год: 2010
Страниц: 148
Формат: PDF
· Скачать Корректировочный курс русского языка (1.02 Mb)
Учебное пособие для иностранных студентов 1 – 2 курсов строительных вузов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
УРОК 1. Части речи. Исходная форма слова. Семантические группы существительных. Понятие о модели предложения. Распространители модели предложения и её компонентов (слово и словосочетание). Работа с текстом.
УРОК 2. Распространители модели предложения (сложноподчинённые предложения). Способы выражения условно-временной и причинно-следственной зависимости. Словообразование. Отглагольные существительные со значением процесса действия. Работа с текстом.
УРОК 3. Распространители модели предложения (продолжение). Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Деепричастный оборот. Работа с текстом.
УРОК 4. Распространители модели предложения и её компонентов (продолжение): придаточные предложения, причастия. Образование действительных (активных) причастий настоящего времени. Причастный оборот. Работа с текстом.
УРОК 5. Распространители модели предложения и её компонентов (продолжение): активное причастие прошедшего времени. Работа с текстом.
УРОК 6. Распространители модели предложения и её компонентов (продолжение): страдательные (пассивные) причастия настоящего и прошедшего времени. Образование страдательных причастий. Причастный оборот. Работа с текстом.
УРОК 7. Способы выражения предиката. Краткая форма причастий. Образование и употребление краткой формы причастия. Работа с текстом.
УРОК 8. Активные и пассивные конструкции совершенного и несовершенного вида. Работа с текстом. Тесты 1-4.
УРОК 9. Модель предложения и его модификации. Способы выражения необходимости, возможности, долженствования действия. Способы выражения фаз действия. Авторизация предложения. Работа с текстом.
УРОК 10. . Типовое значение предложения и способы его выражения. Способы выражения признака предмета. Порядок слов в предложении и его значение. Тесты 1-2.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие по русскому языку адресовано студентам иностранцам, владеющим русским языком в объёме программы по русскому языку для иностранных учащихся начального этапа обучения. Оно рассчитано на 60-80 часов аудиторного времени (I семестр обучения).
Пособие построено на содержательном материале учебно-научной сферы общения с установкой на овладение общенаучной и специальной языковой базой, что даёт возможность ввести учащихся в необходимую для них учебно-научную сферу профессионального общения. Цель корректировочного курса – подготовить учащихся к восприятию материала, являющегося содержанием основного курса. В центре внимания корректировочного курса находится предложение. Поэтому здесь рассматриваются такие грамматические понятия, как части речи; семантические группы внутри знаменательных частей речи, главным образом имён существительных; субъект и предикат (модель предложения) как ядро предложения, несущее основную информацию; распространители субъекта и предиката, несущие дополнительную информацию.
Корректировочный курс состоит из 1О уроков, каждый из которых содержит теоретическую часть, комплекс лексико-грамматических упражнений, текст научного или научно-популярного содержания, задания для
совершенствования коммуникативно-речевых умений. Каждый урок подразделяется на две части – языковую и речевую. Взаимосвязь между ними осуществляется путём подбора текстов, содержащих языковой материал урока, а также подбором содержательного материала для упражнений, соответствующего тематике текста. Языковая часть урока – это грамматический комментарий, представленный в виде теоретических справок и таблиц, и комплекс лексико-грамматических упражнений по корректировке языкового материала, изучавшегося на начальном этапе обучения, но тем не менее представляющего определённые трудности для студента-иностранца. Это действительные и страдательные причастия, их образование и употребление; причастный оборот и его синонимические замены; краткие причастия, их образование и употребление; активные и пассивные конструкции несовершенного и совершенного вида; деепричастия, их образование и употребление; деепричастный оборот и его синонимические замены. Кроме того, рассматриваются некоторые особенности выражения модальной и фазовой модификаций предложения, субъектированные способы передачи информации, построение предложения и некоторые способы его прогрессии в научный текст.
Так как учебное пособие предполагает работу в среде учащихся с разным уровнем языковой компетенции, указанные темы представлены достаточно полно и включают как элементарные сведения, так и достаточно сложные факты русской грамматики.
Цель языковой части урока – формирование у учащихся прочной языковой базы на специально отобранном материале. Целью речевой части урока является формирование устойчивых навыков в таких видах речевой
деятельности, как чтение, говорение, письмо.
Текстовый материал отражает содержание некоторых дисциплин, которые изучаются студентами на первом курсе строительного вуза (химия, геодезия, строительное черчение). Он направлен на формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся, а также служит источником информации, представляющей интерес для будущего инженера-строителя. Все тексты оригинальные, подвергались незначительной адаптации и
сокращениям, взяты из учебной литературы студентов, энциклопедий, научно-популярных журналов.
Работа с текстом сопровождается комплексом заданий – предтекстовых, притекстовых и послетекстовых. Предтекстовая часть включает разнообразные лексико-грамматические задания на основе материала, необходимого для понимания содержания текста. Они способствуют развитию языковой догадки, формируют навыки словообразования, закрепляют знание управления и сочетаемости слов, которые составляют активную общенаучную лексику и лексику специальных дисциплин. Притекстовая часть включает задания по чтению с различными целевыми установками. Структура послетекстовых заданий способствует формированию навыков чтения и развитию связанных с ним других речевых навыков (говорение и письмо).
Послетекстовые задания ставят своей целью проверку понимания содержания текста; прогнозирование его содержания по названию и ключевым словам; извлечение главной информации; свёртывание информации и её расширение; составление назывного и тезисного планов; воспроизведение информативного содержания текста по различным опорам; продуцирование монологического высказывания по аналогии с прочитанным текстом; выражение собственного отношения к прочитанному. Выполнение этих заданий предполагает неоднократное обращение к тексту с использованием различных видов чтения.
Использование данного пособия позволяет учащимся совершенствовать своё владение русским языком.
Автор выражает глубокую благодарность рецензентам д.п.н. академику И.В. Михалкиной и к.ф.н. доценту Е. В. Казаковой за ценные замечания и рекомендации, а также преподавателям кафедры русского языка МГСУ,
принявшим участие в обсуждении рукописи учебного пособия, за предложения, направленные на его улучшение.
Издательство: Типография МГСУ
Автор: В.П. Крылова.
Год: 2010
Страниц: 148
Формат: PDF