Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы
[
· Скачать (45.6 Kb)
]
Реферат на тему: Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы.
СОДЕРЖАНИЕ.
Список принятых сокращений.
Введение.
Основная часть.
Правила функционирования.
Система добровольной сертификации.
Методического обеспечения судебной экспертизы.
1. Область применения.
2. Определения.
3. Общая характеристика и назначение Системы.
4. Структура Системы и функции ее участников.
5. Основные правила Системы.
Заключение.
Список используемых источников и литературы.
В последние годы в Минюсте России много внимания уделялось созданию нормативно-правовой базы по регулированию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее - СЭУ). Задачей этой работы являлось обеспечение деятельности СЭУ, направленной на повышение эффективности производства судебных экспертиз, и приведение ее в соответствие с действующими законодательными нормами Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31 мая 2001г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о судебно-экспертной деятельности).
Необходимо особо отметить, что в настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются более 30 родов (видов) не только традиционных криминалистических судебных экспертиз (криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий, инженерно-технических и экономических), но и новых видов судебных экспертиз (компьютерно-техническая, экологическая, психологическая экспертизы). В стадии становления - лингвистическая, искусствоведческая и другие виды экспертиз.
На территории Российской Федерации функционируют пятьдесят СЭУ, объединенных единой организационной и методологической основой как организации их деятельности, так и подготовки и аттестации государственных судебных экспертов, внедрения новых методов и методик и др.
Статьей 11 Закона о судебно-экспертной деятельности определено, что государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют производство судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Механизм обеспечения такого единого подхода в СЭУ Минюста России реализуется через утверждение методик, проведение поверки оборудования и совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов СЭУ, завершающим этапом которой является аттестация государственных судебных экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Общий подход к оценке соблюдения всех названных требований пока отсутствует, так что выработка, образно говоря, паспорта, удостоверяющего компетентность в области производства судебных экспертиз учреждения или специалиста, - дело будущего.
Необходимо отметить, что важной особенностью современного судопроизводства является укрепление принципа состязательности сторон, участвующих в уголовном, гражданском или арбитражном процессе. Это требует более пристального отношения к определению компетенции экспертов, подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальности и наличия специальных познаний в определенной области.
Формирование четкого определения компетенции эксперта, занимающегося производством судебной экспертизы в рамках применения специальных познаний, необходимо при решении вопросов, интересующих следствие или суд. Особое внимание при комплексной оценке обоснованности выводов эксперта уделяется и подтверждению надежности использованных методик.
Для государственных судебных экспертов эта процедура достаточно отработана и предусматривает:
В целях обеспечения реализации принципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводстве идет постоянный поиск новых процедур внедрения в правовых актах Минюста России норм, касающихся организации и производства судебных экспертиз и использования специальных знаний в процессуальных и непроцессуальных формах.
Необходимо особо отметить, что в международной практике обеспечение качества судебной экспертизы, связанное с аккредитацией судебно-экспертных учреждений по стандарту ИСО 17025, уже длительное время внедряется в практику. Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (далее РФЦСЭ), следуя тенденциям, направленным на проведение обязательной аккредитации по данному стандарту, изучил этот вопрос применительно к российским условиям. Анализ показал, что такой стандарт принят у нас в стране как ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2000 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий". Госстандартом России также определены аккредитованные организации, проводящие сертификацию по данному ГОСТу.
Подробное изучение данного стандарта позволило констатировать, что его требования намного шире, чем требования аналогичного международного "подстандарта" по судебной экспертизе. В связи с этим РФЦСЭ с Госстандартом России был проработан вопрос о порядке рассмотрения и принятия в системе ГОСТ Р специального международного стандарта ИСО 17025 "Общие требования к судебно-экспертным лабораториям".
Анализ европейской практики в области организации судебно-экспертной деятельности показал, что соблюдение подобных требований является одним из основополагающих условий деятельности и судебно-экспертных учреждений, входящих в состав Европейской сети судебно-экспертных учреждений.
Отмеченные особенности подхода к подтверждению компетентности эксперта свидетельствуют об актуальности проведения работ по разработке механизма сертификации методического обеспечения судебной экспертизы. Применение сертифицированных методик экспертных исследований, единых квалификационных требований к экспертам соответствующих экспертных специальностей в государственных экспертных учреждениях одинакового научно-технического профиля независимо от их ведомственной принадлежности даст реальную возможность получения с заданной точностью сопоставимых результатов при экспертном исследовании одних и тех же объектов.
Год: 2010
Страниц: 27
Формат: Word
· Скачать Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы (45.6 Kb)
СОДЕРЖАНИЕ.
Список принятых сокращений.
Введение.
Основная часть.
Правила функционирования.
Система добровольной сертификации.
Методического обеспечения судебной экспертизы.
1. Область применения.
2. Определения.
3. Общая характеристика и назначение Системы.
4. Структура Системы и функции ее участников.
5. Основные правила Системы.
Заключение.
Список используемых источников и литературы.
В последние годы в Минюсте России много внимания уделялось созданию нормативно-правовой базы по регулированию деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее - СЭУ). Задачей этой работы являлось обеспечение деятельности СЭУ, направленной на повышение эффективности производства судебных экспертиз, и приведение ее в соответствие с действующими законодательными нормами Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31 мая 2001г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о судебно-экспертной деятельности).
Необходимо особо отметить, что в настоящее время в СЭУ Минюста России выполняются более 30 родов (видов) не только традиционных криминалистических судебных экспертиз (криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий, инженерно-технических и экономических), но и новых видов судебных экспертиз (компьютерно-техническая, экологическая, психологическая экспертизы). В стадии становления - лингвистическая, искусствоведческая и другие виды экспертиз.
На территории Российской Федерации функционируют пятьдесят СЭУ, объединенных единой организационной и методологической основой как организации их деятельности, так и подготовки и аттестации государственных судебных экспертов, внедрения новых методов и методик и др.
Статьей 11 Закона о судебно-экспертной деятельности определено, что государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют производство судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Механизм обеспечения такого единого подхода в СЭУ Минюста России реализуется через утверждение методик, проведение поверки оборудования и совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов СЭУ, завершающим этапом которой является аттестация государственных судебных экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Общий подход к оценке соблюдения всех названных требований пока отсутствует, так что выработка, образно говоря, паспорта, удостоверяющего компетентность в области производства судебных экспертиз учреждения или специалиста, - дело будущего.
Необходимо отметить, что важной особенностью современного судопроизводства является укрепление принципа состязательности сторон, участвующих в уголовном, гражданском или арбитражном процессе. Это требует более пристального отношения к определению компетенции экспертов, подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальности и наличия специальных познаний в определенной области.
Формирование четкого определения компетенции эксперта, занимающегося производством судебной экспертизы в рамках применения специальных познаний, необходимо при решении вопросов, интересующих следствие или суд. Особое внимание при комплексной оценке обоснованности выводов эксперта уделяется и подтверждению надежности использованных методик.
Для государственных судебных экспертов эта процедура достаточно отработана и предусматривает:
- определение компетентности эксперта путем прохождения им профессиональной аттестации;
- применение при производстве судебных экспертиз апробированных методик и поверенного оборудования и др.
В целях обеспечения реализации принципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводстве идет постоянный поиск новых процедур внедрения в правовых актах Минюста России норм, касающихся организации и производства судебных экспертиз и использования специальных знаний в процессуальных и непроцессуальных формах.
Необходимо особо отметить, что в международной практике обеспечение качества судебной экспертизы, связанное с аккредитацией судебно-экспертных учреждений по стандарту ИСО 17025, уже длительное время внедряется в практику. Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России (далее РФЦСЭ), следуя тенденциям, направленным на проведение обязательной аккредитации по данному стандарту, изучил этот вопрос применительно к российским условиям. Анализ показал, что такой стандарт принят у нас в стране как ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17025-2000 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий". Госстандартом России также определены аккредитованные организации, проводящие сертификацию по данному ГОСТу.
Подробное изучение данного стандарта позволило констатировать, что его требования намного шире, чем требования аналогичного международного "подстандарта" по судебной экспертизе. В связи с этим РФЦСЭ с Госстандартом России был проработан вопрос о порядке рассмотрения и принятия в системе ГОСТ Р специального международного стандарта ИСО 17025 "Общие требования к судебно-экспертным лабораториям".
Анализ европейской практики в области организации судебно-экспертной деятельности показал, что соблюдение подобных требований является одним из основополагающих условий деятельности и судебно-экспертных учреждений, входящих в состав Европейской сети судебно-экспертных учреждений.
Отмеченные особенности подхода к подтверждению компетентности эксперта свидетельствуют об актуальности проведения работ по разработке механизма сертификации методического обеспечения судебной экспертизы. Применение сертифицированных методик экспертных исследований, единых квалификационных требований к экспертам соответствующих экспертных специальностей в государственных экспертных учреждениях одинакового научно-технического профиля независимо от их ведомственной принадлежности даст реальную возможность получения с заданной точностью сопоставимых результатов при экспертном исследовании одних и тех же объектов.
Год: 2010
Страниц: 27
Формат: Word